Александр Фукс: «Российский бизнес так и не познакомили с правилами капитализма»

Автор: Богдан Кульчинский  |   Источник: Деловой Квартал

Александр Фукс, будучи консультантом, всеми силами старается разрушить фалангу консалтеров, атакующих владельца бизнеса. Он не противопоставляет себя кому-то из коллег, но заставляет задуматься предпринимателя, насколько сегодняшние правила построения и развития компании адекватны реальности.<?xml:namespace prefix = o ns = "urn:schemas-microsoft-com:office:office" />

- Почему к&nbsp;консалтингу и&nbsp;бизнес-образованию следует относиться критически?
- Почему наши предприятия «биты» на&nbsp;мировых рынках?
- Каковы законы прагматичного капитализма, кто&nbsp;их&nbsp;устанавливает?

Александра Фукса вполне можно было бы&nbsp;назвать ренегатом от&nbsp;консалтингового мейнстрима. Он&nbsp;содрогается от&nbsp;смеха, когда при&nbsp;нем произносят имена признанных гуру менеджмента, авторов деловых бестселлеров. Управленцев, стремящихся поднять личную капитализацию за&nbsp;счет диплома престижной бизнес-школы, он&nbsp;называет халявщиками. Г-н Фукс уверен: львиная доля информации, которую получают бизнесмены на&nbsp;тренингах и&nbsp;семинарах, ничего общего с&nbsp;реальностью не&nbsp;имеет.

Военные маневры против штабных учений

За что&nbsp;же&nbsp;вы так&nbsp;консультантов-то не&nbsp;любите? А&nbsp;сами вон&nbsp;семинары проводите…

— Законное замечание: сам, гад, читаешь, а&nbsp;над другими смеешься! Но&nbsp;только я&nbsp;не занимаюсь консалтингом, по&nbsp;крайней мере в&nbsp;общепринятом смысле этого слова. Есть несколько раздельных систем ценностей разных миров, и&nbsp;консалтинг опирается на&nbsp;мир книг по&nbsp;бизнесу, который не&nbsp;соответствует реальности: это&nbsp;фигня в&nbsp;степени фигни. Наши бизнесмены (я не&nbsp;беру в&nbsp;пример тех, которые внезапно получили контроль над&nbsp;РАО «ЕЭС» или&nbsp;удачно «сели на&nbsp;трубу», потому что&nbsp;это не&nbsp;бизнес) развивали свои предприятия не&nbsp;благодаря, а&nbsp;вопреки — это&nbsp;поколение более здраво, чем&nbsp;то, которое идет им&nbsp;на смену. А&nbsp;консультант — это&nbsp;такой тренер по&nbsp;дзюдо, чьих учеников бьют ребята из&nbsp;подворотни. Побеждает та&nbsp;армия, которая чаще проводит учения. В&nbsp;Германии, например, не&nbsp;было Академии генштаба, но&nbsp;это не&nbsp;помешало ей&nbsp;завоевать пол-Европы, в&nbsp;Японии нет&nbsp;бизнес-школ и&nbsp;т.&nbsp;д.

Почему же&nbsp;перед менеджером, бросающим на&nbsp;стол работодателю диплом MBA, все&nbsp;встают?

— Ну, это&nbsp;только пока и&nbsp;у нас. На&nbsp;Западе — все&nbsp;смеются. Объясню почему. Этот человек стремится проскочить некоторые ступени, он&nbsp;не хочет работать: «Меня, менеджера, в&nbsp;цеха? Да&nbsp;вы что, озверели?!!» И&nbsp;он хочет получить индульгенцию в&nbsp;виде диплома, а&nbsp;преподаватели, вместо того чтобы объяснить, что&nbsp;это неприлично, заигрывают с&nbsp;ним, говорят: главное — это&nbsp;лидерство, главное — уметь проводить совещания, вдохновлять людей и&nbsp;пр. Они&nbsp;создают касту «обмороков», которые без&nbsp;толку тусуются из&nbsp;бизнеса в&nbsp;бизнес.

По-вашему получается, что&nbsp;это заговор какой-то...

— Это&nbsp;не&nbsp;заговор. Бизнес-школы выполняют социальный заказ. Что&nbsp;написано в&nbsp;дипломе? Магистр делового администрирования. Значит, перед вами некий клерк, который никогда не&nbsp;создаст новый бизнес, от&nbsp;него нельзя ожидать блицкрига, прорыва, роста. Максимум, на&nbsp;что он&nbsp;способен&nbsp;— не&nbsp;развалить бизнес, который создал «великий папа». Согласен, у&nbsp;некоторых это&nbsp;получается: ну&nbsp;как можно разорить «Кока-Колу»?

Заказ заключается в&nbsp;том, что&nbsp;бизнес-школы производят абсолютно заменяемых однотипных «болванов», которые говорят на&nbsp;одном языке. Если сейчас взять и&nbsp;полностью заменить менеджмент General Motors на&nbsp;менеджмент Ford — ничего не&nbsp;произойдет. С&nbsp;Toyota так&nbsp;не&nbsp;получится, потому и&nbsp;боятся ее&nbsp;все.

Но есть еще&nbsp;Executive MBA&nbsp;для соб&shy;ственников...

— Там&nbsp;вообще волшебная схема: они&nbsp;собирают людей, состоявшихся на&nbsp;нормальных должностях, за&nbsp;большие деньги учат их&nbsp;чему-то три&nbsp;года, а&nbsp;потом говорят: «Все! Теперь вы&nbsp;более круты!» Тренер по&nbsp;дзюдо собирает по&nbsp;подворотням подростков, которые и&nbsp;так всех бьют, занимается с&nbsp;ними, и&nbsp;вот они&nbsp;опять всех бьют: статистика классная. Я&nbsp;читал отзывы выпускников Executive MBA&nbsp;Гарварда и&nbsp;Вартона. Пишут: «Возможно, я&nbsp;и не&nbsp;узнал чего-то нового, но&nbsp;смог систематизировать и&nbsp;упорядочить свои знания». Перевод с&nbsp;приличного на&nbsp;человеческий: «Мне у&nbsp;тебя понравилось&nbsp;— ничего нового, но&nbsp;было здорово». И&nbsp;я не&nbsp;знаю ни&nbsp;одного человека, который бы&nbsp;сказал: «Знаешь, так&nbsp;было глубоко, что&nbsp;хочется повторить». Признаться себе, что&nbsp;ты&nbsp;выбросил деньги, тяжело, особенно когда пытаешься «обналичить» свой диплом: все&nbsp;они хотели уехать ТУДА, но&nbsp;почему-то до&nbsp;сих пор&nbsp;ЗДЕСЬ.

Ваши слова о&nbsp;консалтинге смахивают на&nbsp;рассуждения «пикейных жилетов» Ильфа и&nbsp;Петрова: «Майкл Портер — это&nbsp;не&nbsp;голова, и&nbsp;Томас Питерс тоже не&nbsp;голова». Почему не&nbsp;голова-то?

— А&nbsp;вы знаете какого-нибудь мегаконсультанта, который создал успешный бизнес? Да&nbsp;что успешный, хоть какой-то? Таких просто нет. Портер «выспался» на&nbsp;AT&nbsp;&&nbsp;T: заработал для&nbsp;нее $64 млн, а&nbsp;потом она&nbsp;потеряла гораздо больше в&nbsp;капитализации. Питерс, блестящий оратор и&nbsp;подтасовщик фактов, никогда не&nbsp;переступал порога ни&nbsp;одной компании. Маслоу работал только в&nbsp;дурдоме и&nbsp;Harvard Business School. Еще&nbsp;нужны примеры? Скажите, если бы&nbsp;вы были историком и&nbsp;у вас&nbsp;появилась возможность слетать на&nbsp;машине времени в&nbsp;прошлое или&nbsp;биологом, которому предложили пожить в&nbsp;шкуре динозавра, — вы&nbsp;бы отказались? Нет! А&nbsp;у этих халявщиков возможность что-то сделать есть каждую секунду. Вместо этого они&nbsp;печатают агитки.

Правила капитализма и&nbsp;прагматичные технологии

Александр Фукс часто в&nbsp;беседе упоминает термины «вероятный противник» и&nbsp;«враги», относя их&nbsp;к западному бизнесу. Он&nbsp;полагает, что&nbsp;пока «младенческое» корпоративное движение не&nbsp;может противостоять этим силам, и&nbsp;не по&nbsp;причине слабости&nbsp;— просто многие собственники бизнеса в&nbsp;России еще&nbsp;не&nbsp;представляют правил игры, по&nbsp;которым давно живет капиталистический мир. В&nbsp;качестве одной из&nbsp;иллюстраций он&nbsp;приводит цитату из&nbsp;учебника политологии Йельского университета: «Капитализм — гражданская война богатых против бедных, ведущаяся законными средствами». Вытекающие из&nbsp;этого технологии, по&nbsp;мнению г-на Фукса, не&nbsp;имеют ничего общего с&nbsp;той информацией о&nbsp;логике бизнеса, которой сегодня оперируют многие российские компании. Он&nbsp;знает, что&nbsp;на&nbsp;Западе есть учебные заведения, куда «чужих» не&nbsp;берут, а&nbsp;«блатных» (представителей и&nbsp;наследников крупных бизнес-династий) учат правилам той&nbsp;самой гражданской войны. Александр утверждает, что&nbsp;обладает частью этого знания и&nbsp;продает скрытую информацию собственникам компаний и&nbsp;их наследникам.

Есть мнение, что&nbsp;тайного знания не&nbsp;существует вовсе. Есть лишь уровни развития: если уровень низкий, информацию невозможно применить, если высокий — она&nbsp;воспринимается как&nbsp;четкий алгоритм...

— Напрасно вы&nbsp;так думаете. В&nbsp;мире полно примеров сознательного разделения информации, те&nbsp;же самые уровни развития&nbsp;— один из&nbsp;них. Картина в&nbsp;общем такова. Представьте, что&nbsp;вы&nbsp;играете с&nbsp;мастером в&nbsp;игру, правил которой не&nbsp;знаете. Есть шанс выиграть? Нет, потому что&nbsp;логика взаимодействия неясна. Поэтому наши компании проигрывают переговоры «врагам», они&nbsp;биты, как&nbsp;младенцы, так&nbsp;как не&nbsp;знают, что&nbsp;именно те&nbsp;имеют в&nbsp;виду, когда говорят что-то, а&nbsp;потому не&nbsp;понимают, как&nbsp;использовать свои сильные стороны, как&nbsp;защитить слабые. В&nbsp;конце книги Аронсона и&nbsp;Аткинса «PR, эпоха пропаганды» есть карикатура: за&nbsp;круглым столом сидит «Большая восьмерка» — семеро волков и&nbsp;один баран (перед ним, разумеется, табличка: Russia). У&nbsp;барана в&nbsp;голове картинка — за&nbsp;столом все&nbsp;вокруг него бараны — и&nbsp;подпись: Summit. А&nbsp;волки смотрят на&nbsp;него с&nbsp;вожделением, и&nbsp;у них&nbsp;в&nbsp;голове — Some meat. Это, к&nbsp;сожалению, правда. Поэтому наших «передовиков» там&nbsp;не&nbsp;признают и&nbsp;воспринимают как&nbsp;дойных коров. Авангардом капиталистического государства не&nbsp;могут быть люди, которым почему-то позволили что-то украсть. Ходорковскому в&nbsp;США тут&nbsp;же&nbsp;дали бы&nbsp;пожизненное… Да&nbsp;и как&nbsp;можно назвать российской бизнес-элитой людей, хранящих свои деньги за&nbsp;рубежом и&nbsp;готовых в&nbsp;любой момент отсюда валить, а&nbsp;государство — капиталистическим, если оно&nbsp;строит налоговую политику по&nbsp;принципу сбора дани, а&nbsp;стабфонд хранит в&nbsp;ценных бумагах вероятного противника.

Капиталистическое государство — это&nbsp;добровольное объединение элит, желающих спокойно жить в&nbsp;своей стране, конечно, не&nbsp;без глобальных интересов. Они&nbsp;понимают, что&nbsp;нужны деньги на&nbsp;оборону, на&nbsp;то, чтобы негры не&nbsp;взбунтовались и&nbsp;т.&nbsp;д. И&nbsp;если ты&nbsp;не платишь налоги, тебе мстит не&nbsp;мифическое государство, а&nbsp;такие же&nbsp;предприниматели, потому что&nbsp;ты&nbsp;их кидаешь и&nbsp;хочешь денег на&nbsp;халяву. Наша бандитская логика построения бизнеса — «долги отдают только трусы» — ничего общего с&nbsp;буржуазной не&nbsp;имеет.

Каков ваш&nbsp;источник?

— Я&nbsp;знаю три&nbsp;учебных заведения: в&nbsp;Америке, Англии и&nbsp;Германии. Американцы и&nbsp;англичане меня сразу послали, а&nbsp;вот немцы оказались лояльнее: может, мои&nbsp;немецкие корни помогли, может, тот&nbsp;факт, что&nbsp;Германию и&nbsp;ее бизнес-элиту после Второй мировой выпнули из&nbsp;мирового сообщества. Вот&nbsp;под эгидой PPBS (Private Business School of&nbsp;Dusseldorf) я&nbsp;и работаю: решаю проблемы в&nbsp;тех местах, которыми владею, беру за&nbsp;это деньги.

Выходит, вы&nbsp;не консультант, а&nbsp;бизнесмен, который открывает предпринимателям сакральное?

— Да, я&nbsp;в той&nbsp;же&nbsp;шкуре, что&nbsp;и&nbsp;они. У&nbsp;меня есть несколько бизнесов и&nbsp;проектов, в&nbsp;которых я&nbsp;состоялся как&nbsp;руководитель или&nbsp;владелец.

Какие?

— Не&nbsp;скажу, деньги любят тишину. Своим слушателям, кстати, тоже не&nbsp;рассказываю.

На их&nbsp;месте я&nbsp;бы вам&nbsp;не&nbsp;поверил...

— Это&nbsp;ваше личное дело. Знание, как&nbsp;зарабатывать деньги, — самое быстро конвертируемое в&nbsp;деньги знание, а&nbsp;во-вторых, ценность этого знания обратно пропорциональна его&nbsp;распространенности. Если бы&nbsp;о тех&nbsp;вещах, которые я&nbsp;знаю, догадался только я&nbsp;— уверяю: надувал бы&nbsp;щеки до&nbsp;посинения. А&nbsp;так я&nbsp;мерзкий пересказчик, который что-то подсмотрел, узнал, выспросил, поприменял у&nbsp;себя и&nbsp;получил хорошие результаты. И&nbsp;я не&nbsp;питаю иллюзий, что&nbsp;меня допустили до&nbsp;всего.

Здесь нет&nbsp;ничего особенного: сбыт, маркетинг, защита бизнеса от&nbsp;посягательств и&nbsp;воровства. Простые, правильные несущие конструкции, которые мы&nbsp;обкатываем по&nbsp;методике бизнес-игр, на&nbsp;примерах конкретных бизнесов участников семинара. Те&nbsp;самые маневры, которые дают навык ведения войны и&nbsp;правила боевого взаимодействия. Если вы&nbsp;начинаете ковыряться в&nbsp;каждом направлении, не&nbsp;веря в&nbsp;агитки и&nbsp;не слушая, что&nbsp;говорят ваши наемные сотрудники с&nbsp;хорошим образованием, через какое-то время становится ясно, чему «радуются люди» (это надо запретить, а&nbsp;то развалят), а&nbsp;что работает на&nbsp;самом деле.

Вам не&nbsp;кажется, что&nbsp;без конкретики все, что&nbsp;вы&nbsp;говорите, звучит именно как&nbsp;агитка?

— Я&nbsp;гарантирую эффективность того, что&nbsp;рассказываю.

В чем&nbsp;же&nbsp;гарантии? Замираю в&nbsp;ожидании чуда!

— Я&nbsp;просто готов вернуть деньги каждому, кто&nbsp;скажет: «Мне не&nbsp;понравилось, фигня какая-то!» — как&nbsp;сразу после семинара, так&nbsp;и&nbsp;после «обкатки» у&nbsp;себя в&nbsp;фирме. А&nbsp;как я&nbsp;могу еще&nbsp;ответить?! За&nbsp;четыре года два&nbsp;человека попросили деньги обратно, и&nbsp;я отдал.

Все-таки без&nbsp;иллюстрации это&nbsp;так и&nbsp;остается общими словами!

— Ладно, вот&nbsp;простой пример — цена. Кратчайший путь к&nbsp;прибыли. Если отбросить фырканье и&nbsp;снобизм и&nbsp;четко выяснить, как&nbsp;же&nbsp;именно управляют ценами сотрудники компании, придется признать, что&nbsp;никак. Они&nbsp;либо копируют ценовой уровень конкурентов, либо пляшут из&nbsp;только им&nbsp;известных соображений. Типа «у компании Х цена такая-то, у&nbsp;нас она&nbsp;должна быть на&nbsp;5% дешевле» и&nbsp;т.&nbsp;п. Итог&nbsp;— весьма посредственное управление, дикие потери по&nbsp;прибыли. В&nbsp;серьезных случаях мы&nbsp;приглашаем доверенных финансовых лиц&nbsp;собственников. И&nbsp;они видят, что&nbsp;люди, на&nbsp;которых они&nbsp;молятся, потому что&nbsp;те&nbsp;знают какие-то дурацкие термины, в&nbsp;условиях, всего лишь приближенных к&nbsp;реальным, могут совершать дурацкие ошибки.

Вы сейчас говорите о&nbsp;маржинальном анализе, но&nbsp;это расхожая вещь. Ваш-то подход чем&nbsp;отличается?

— Маржинальный подход — способ определения затрат, как&nbsp;не&nbsp;запутаться в&nbsp;выделении внутренних издержек. Но&nbsp;при серьезных капвложениях, отсутствии на&nbsp;рынке конкурентной среды и&nbsp;четко выраженного аналога вашего продукта он, например, не&nbsp;работает. Японцы, скажем, кардинально по-другому считают затраты: их&nbsp;слагаемые — продажа, закуп, операции… Короче, есть много методик, например теория управления доходами, и&nbsp;обучение как&nbsp;раз подразумевает подбор базы для&nbsp;конкретного случая. Во&nbsp;многом это&nbsp;перечень методик прогноза, куда цены пойдут, основанных на&nbsp;психологии восприятия их&nbsp;людьми. Если попытаться еще&nbsp;обобщить, то&nbsp;мы даем метод «маниакального» поиска ниши и&nbsp;возможностей получения прибыли от&nbsp;отпускной цены, без&nbsp;прыжка на&nbsp;издержки. Рынок все&nbsp;время меняется: если вы&nbsp;вчера не&nbsp;смогли продать здесь и&nbsp;за столько, то&nbsp;это не&nbsp;значит, что&nbsp;завтра вы&nbsp;не сможете этого сделать. У&nbsp;многих собственников «отбиты» эти&nbsp;связи печальным опытом продаж, но&nbsp;их можно вернуть и&nbsp;работать на&nbsp;повышении, а&nbsp;не на&nbsp;сокращении прибыли от&nbsp;той же&nbsp;самой конкуренции. Работать на&nbsp;адекватных наценках, как&nbsp;это делается во&nbsp;всем мире.

И тут&nbsp;средний бизнес горько вздыхает, поскольку мы&nbsp;выходим на&nbsp;территорию агрессивного маркетинга и&nbsp;больших бюджетов на&nbsp;бренд и&nbsp;рекламу.

В маркетинге сейчас четко определились два&nbsp;направления. Первое — это&nbsp;искусство, которое представлено брендингом, изучением лояльности, прочей мутью, которая набрала популярность и&nbsp;теперь считается нормой. Типичный пример — пара наших сотовых операторов: сперва один, заплатив кучу денег, сменил значок, потом второй это&nbsp;повторил. Но&nbsp;покажите мне&nbsp;людей, которые подключились, потому что&nbsp;раньше значок был&nbsp;такой, а&nbsp;теперь полосатый?! На&nbsp;выбор оператора не&nbsp;влияют его&nbsp;цвет, одежда персонала и&nbsp;т.&nbsp;д. Тем&nbsp;не&nbsp;менее меня радуют такие поступки: наконец-то у&nbsp;наших фирм появились деньги на&nbsp;ерунду. Только не&nbsp;надо при&nbsp;этом говорить, что&nbsp;капитализация компании возросла. Я&nbsp;тоже могу кричать, что&nbsp;Саша Фукс стоит миллиард!!!

Почему не&nbsp;три?

— Действительно, почему не&nbsp;три?.. Так&nbsp;вот, эти&nbsp;«люди искусства» умело тянут деньги с&nbsp;одних, опираясь на&nbsp;успешные примеры других, но&nbsp;подтасовывая и&nbsp;выворачивая факты в&nbsp;свою пользу. Например, в&nbsp;книге «4D-брендинг» пишут: «Успех IKEA напрямую зависит от&nbsp;силы их&nbsp;бренда и&nbsp;закрепления лояльности потребителей». Можно, конечно, и&nbsp;так назвать, но&nbsp;сути это&nbsp;не&nbsp;раскрывает. Кампрад годами работал над&nbsp;ассортиментом, ценообразованием, но&nbsp;не над&nbsp;брендом. Простой пример&nbsp;— технология «убыточный лидер», которую IKEA использует виртуозно: в&nbsp;магазине очень дешевый общепит, что&nbsp;сразу укрепляет потребителя в&nbsp;мысли, что&nbsp;уровень цен&nbsp;тоже низок. Дальше… мы&nbsp;понимаем, что&nbsp;товар в&nbsp;IKEA не&nbsp;так уж&nbsp;дешев, даже по&nbsp;передовым позициям, но, поскольку каждый продукт уникален и&nbsp;у него нет&nbsp;аналогов, чтобы сравнить цены, мы&nbsp;не можем жестко предъявить IKEA — у&nbsp;вас, мол, дорого. Это&nbsp;что, бренд? Нет. Возьмем для&nbsp;сравнения акцию «Ищите желтые ценники», которую провела «Пятерочка» по&nbsp;технологии «убыточный лидер». Они&nbsp;получили отток клиентов. Сначала люди увидели, что&nbsp;желтых ценников не&nbsp;так уж&nbsp;много, потом начали сравнивать остальные товары с&nbsp;аналогами в&nbsp;других магазинах и&nbsp;сделали вывод, что&nbsp;хороших цен&nbsp;в&nbsp;«Пятерочке» нет.

Так вот, маркетинговые принципы, на&nbsp;которых мы&nbsp;основываемся, отличны, а&nbsp;нередко прямо противоположны «искусству». Это&nbsp;второе направление (существующее, кстати, давно и&nbsp;описанное в&nbsp;книгах, скажем, Хопкинса и&nbsp;О’Гилви, но&nbsp;особо не&nbsp;афишируемое) как&nbsp;раз и&nbsp;имеет отношение к&nbsp;реальности. Мы&nbsp;четко понимаем, что, допустим, продающее рекламное сообщение — это&nbsp;не&nbsp;«имидж», за&nbsp;него не&nbsp;дают «Каннских львов». Оно&nbsp;должно содержать конкретную цену, нейтральную иллюстрацию, понятное описание товара, должно быть размещено в&nbsp;адекватном информационном канале. И&nbsp;вообще, не&nbsp;нужно шутить с&nbsp;потребителем, принимающим решение о&nbsp;покупке, не&nbsp;надо юмора, карикатур и&nbsp;двусмысленного креатива.

А вы&nbsp;сами применяете эти&nbsp;принципы в&nbsp;своих бизнесах?

— Когда я&nbsp;узнал о&nbsp;них, мне&nbsp;пришлось «прихлопнуть» часть своих бизнесов, потому что&nbsp;реальные деньги создаются только на&nbsp;технологиях. Если же&nbsp;он зависит от&nbsp;нескольких импозантных людей, которые каждый вечер закрывают его&nbsp;на&nbsp;ключ и&nbsp;отправляются спать… В&nbsp;общем, в&nbsp;связи с&nbsp;этим могу привести две&nbsp;цитаты: «Бизнес&nbsp;— это&nbsp;когда одних своих детей ты&nbsp;приносишь в&nbsp;жертву ради других» и&nbsp;«Малый бизнес — это&nbsp;не&nbsp;бизнес, это&nbsp;работа».

Пытаюсь уследить за&nbsp;вашей мыслью… Вы&nbsp;ориентируетесь на&nbsp;тех владельцев, которые уже&nbsp;науправлялись и&nbsp;желают организовать бизнес так, чтобы он&nbsp;функционировал без&nbsp;их&nbsp;участия, а&nbsp;следовательно, был&nbsp;продаваем или&nbsp;передаваем по&nbsp;наследству?

— Примерно так, капитализм возможен, когда сыновья перестанут пропивать состояние отцов, а&nbsp;бизнес перестанет быть артистическим.

Что вы&nbsp;имеете в&nbsp;виду?

— Сегодняшние собственники часто одновременно и&nbsp;генеральные директора. Многие понимают, что&nbsp;их&nbsp;чадо не&nbsp;обладает ни&nbsp;такими же&nbsp;способностями, ни&nbsp;желанием. Собственник — импресарио, который завязан на&nbsp;артисте: вместо того чтобы затащить его&nbsp;в&nbsp;студию, заставить напеть несколько альбомов и&nbsp;торговать CD, он&nbsp;зарабатывает гастрольным чесом.

Технология имеет ряд&nbsp;признаков: дублицируемость, гарантия получения результата, минимальное качество исполнителей, известные количественные параметры на&nbsp;входе и&nbsp;на выходе. Всем этим вещам можно учиться и&nbsp;отказываться строить то, что&nbsp;не&nbsp;будет работать, либо продолжать этим заниматься сознательно, строить, например, мотивацию наемного менеджера, понимая, что&nbsp;он&nbsp;в гробу видал все&nbsp;твои ценности, не&nbsp;понимает принципа построения капитала и&nbsp;готов воровать.

Не надо тащить к&nbsp;себе волшебника, когда можно взять у&nbsp;него волшебную палочку?

— Именно. Например, многие сейчас считают себя производственниками, но&nbsp;что это&nbsp;значит? Человек всего лишь сумел купить на&nbsp;Западе станок и&nbsp;правильно его&nbsp;смонтировать. Ошибочно думать, будто он&nbsp;приобрел то, что&nbsp;можно тиражировать. Технология — это&nbsp;McDonalds, а&nbsp;не французский ресторан.

Дальше. Если ты&nbsp;создал, скопировал, купил, украл технологию, ты&nbsp;должен сделать так, чтобы продукт получался, если нажимаешь всего на&nbsp;одну красную кнопку. А&nbsp;потом найти такого олигофрена, который максимум, что&nbsp;может в&nbsp;этой жизни&nbsp;— нажимать на&nbsp;эту кнопку. Ему&nbsp;можно заплатить пять копеек и&nbsp;дать красный шарик, который будет его&nbsp;веселить. Вот&nbsp;тогда ты&nbsp;заработаешь деньги. Если же&nbsp;наймешь на&nbsp;эту работу академика — разоришься. Но&nbsp;об этом не&nbsp;пишут в&nbsp;учебниках по&nbsp;менеджменту — там&nbsp;говорят о&nbsp;лидерстве, команде и&nbsp;тому подобных вещах.

Мрак!

— Умножая знания, умножаешь скорбь. Хосе Ортега-и-Гассет описал в&nbsp;«Восстании масс» современного человека толпы, который считает, что&nbsp;живет в&nbsp;счастливом мире. Он&nbsp;не представляет, как&nbsp;он&nbsp;устроен, и&nbsp;думает, что&nbsp;окружающая действительность была всегда и&nbsp;будет всегда. Однако есть небольшая группа людей, которая знает, как&nbsp;устроен мир, чего стоит поддерживать его&nbsp;в&nbsp;нормальном виде и&nbsp;как нужно действовать, чтобы им&nbsp;управлять. Вот&nbsp;к&nbsp;этой группе я&nbsp;и предлагаю присоединиться.&nbsp;

Что написано в&nbsp;дипломе MBA? Магистр делового администрирования. Значит, перед вами некий клерк, который никогда не&nbsp;создаст новый бизнес, от&nbsp;него нельзя ожидать блицкрига, прорыва, роста.

Рубрика: 
Ключевые слова: 
+1
0
-1