Альберт Налчанджян: психоаналитическая типология конфликтов

Альберт Налчанджян: психоаналитическая типология конфликтов

Альберт Налчанджян, армянский психолог, долгое время изучавший процессы адаптации, построил следующую типологию психоаналитических конфликтов:

Конфликты между Я и Оно. Инстинктивное влечение требует разрядки, но автономные познавательные функции сдерживают его или же еще в достаточной степени не развиты для его обслуживания. А.Фрейд считает, что хотя столкновения сил Я и Оно воспринимаются индивидом, остаются неосознанными защитные силы и процессы Я. Например, удачное вытеснение остается неизвестным Я, пока не обнаруживаются случаи выпадения воспоминаний. Поэтому наличие работы защитных механизмов зачастую приходится устанавливать с помощью специального анализа. Например, когда при изучении определенного индивида мы ждем от него естественного наличия влечений Оно, то их отсутствие может указать на то, что они вытеснены и их дорога в Я на длительный срок закрыта. О самом же процессе вытеснения мы непосредственно никаких данных не получаем. То же самое, согласно А.Фрейд, можно сказать об удачном исходе образования реакции, "одном из важнейших защитных мер Я, используемых для длительной защиты от Оно ".[1]

Конфликт между СуперЭго и Эго. Когда возникает угроза нарушений предписаний совести со стороны Я, возникает конфликт между этими двумя "инстанциями " личности. СуперЭго или совесть является результатом интернализации морали родителей и других лиц, с которыми еще ребенком индивид имел психические идентификации. Данный тип конфликта вызывает к жизни тревогу, стыд и страх и, как следствие этих процессов, активность определенных защитных механизмов.

Конфликт между Эго и реальностью. Психоаналитики считают, что все конфликты личности с внешней реальностью включают Эго. Эта "инстанция " руководствуется принципом реальности, вследствие чего реальность проверяется и если в ней нет еще условий, удовлетворение определенных желаний может откладываться. Эго использует вторичный логический и реалистический процесс мышления, планирует пути достижения удовлетворения желаний. В отличие от Эго, Ид стремится к немедленному удовлетворению желаний и устранению напряжения или путем прямой консуммации, или же с помощью воображения, в образах которых выражается удовлетворение желаний. Эго решает, какие желания Ид должны быть удовлетворены и каким образом, т.е. является посредником между Ид и внешней реальностью, между Ид и СуперЭго. В тех случаях, когда Эго идет навстречу желаниям Ид, игнорируя принцип реальности, возникает конфликт между ним и внешней реальностью.

Конфликты СуперЭго. Поскольку СуперЭго понимается психоаналитиками как система интернализованной личной морали, то возможно возникновение конфликта между этой системой и уже изменившейся внешней реальностью социальной жизни. Психоаналитики считают, что не существует конфликтов между Ид и СуперЭго в собственном смысле слова, поскольку между этими двумя инстанциями всегда находится Эго.[2] Ид и СуперЭго конфликтуют в том смысле, что каждая из них стремится использовать Эго для своих собственных целей. Более того, сравнительно легкий конфликт между Ид и Эго может осложниться, если СуперЭго добавляет свои силы к Ид против Эго или к Эго против Ид.

Развитие Эго. В классическом психоанализе полагали, будто развитие Эго можно рассматривать как процесс разрешения конфликтов, возникающих между Эго и Ид, между Эго и СуперЭго, а также между Эго и внешней реальностью. Эго ведет войну на два фронта. Однако сами психоаналитики (в первую очередь Г.Гартманн). Уже в 30-х годах начали понимать, что история конфликтов личности не исчерпывает историю ее развития, точно так же, как историю нации нельзя свести к тем войнам, которые она вела с соседними народами: следует изучить развитие социальных институтов, законодательства, культуры и другие "мирные " области жизни, их взаимодействие с конфликтами.[3]

Психоаналитическая типология конфликтов помогает этнопсихологам понять многие моменты формирования личностного сознания через серию малых пограничных ситуаций (см. соответствующий раздел психоаналитической теории), а также адаптивную функцию этнической картины мира, контролирующей взаимодействие Эго с реальностью.

- Некоторые проблемы психоанализа

[1] A.Freud, Das Ich und die Abwehrmechanismen. L.,1946.

[2] C.S.Hall, A Primer of Freudian Psychology. NY. at all, 1954, p.52.

[3] По: А.А.Налчаджян. Социальнопсихическая адаптация личности (формы, механизмы и стратегии), сс. 91 92.

источник неизвестен

Рубрика: 
Ключевые слова: 
+1
0
-1