Административная ответственность руководителя и иных должностных лиц организации за нарушение трудового законодательства

"Охрана труда и техника безопасности в строительстве", 2011, N 10

АДМИНИСТРАТИВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ РУКОВОДИТЕЛЯ И ИНЫХ ДОЛЖНОСТНЫХ ЛИЦ ОРГАНИЗАЦИИ ЗА НАРУШЕНИЕ ТРУДОВОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

Лица, виновные в нарушении трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, привлекаются к дисциплинарной и материальной ответственности в порядке, установленном Трудовым кодексом (ТК РФ) и иными федеральными законами, а также к гражданско-правовой, административной и уголовной ответственности в порядке, установленном федеральными законами. Об этом говорится в ст. 419 ТК РФ, и относится это в том числе к работодателям и должностным лицам организации. Административная ответственность за нарушение трудового законодательства установлена в гл. 5 "Административные правонарушения, посягающие на права граждан" разд. II Кодекса об административных правонарушениях (КоАП).

Общие положения

В соответствии с п. 1 ст. 5.27 КоАП нарушение законодательства о труде и об охране труда влечет наложение административного штрафа:

- на должностных лиц в размере от 1000 до 5000 руб.;

- на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от 1000 до 5000 руб. или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток;

- на юридических лиц - от 30 000 до 50 000 руб. или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток.

Нарушение законодательства о труде и об охране труда должностным лицом, ранее подвергнутым административному наказанию за аналогичное административное правонарушение, влечет дисквалификацию на срок от 1 года до 3 лет.

Согласно Обзору законодательства и судебной практики Верховного суда РФ за IV квартал 2006 г. (утв. Постановлением Президиума Верховного Суда РФ от 07.03.2007) ст. 4.6 КоАП установлено, что лицо, которому назначено административное наказание за совершение административного правонарушения, считается подвергнутым данному наказанию в течение одного года со дня окончания исполнения постановления о назначении административного наказания.

Таким образом, для квалификации действий должностного лица как нарушение законодательства о труде и об охране труда должностным лицом, ранее подвергнутым административному наказанию за аналогичное административное правонарушение, имеет значение совершение им нарушения законодательства о труде и об охране труда в течение одного года со дня окончания исполнения постановления о назначении административного наказания за аналогичное административное правонарушение.

Под аналогичным правонарушением при этом следует понимать совершение должностным лицом такого же, а не любого нарушения законодательства о труде и об охране труда, например первый раз должностное лицо не произвело расчет при увольнении одного, а позднее - при увольнении другого работника (п. 17 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24 марта 2005 г. N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях").

Дисквалификация как наказание за совершение аналогичного правонарушения заключается согласно п. 1 ст. 3.11 КоАП в лишении физического лица права:

- занимать руководящие должности в исполнительном органе управления юридического лица;

- входить в совет директоров (наблюдательный совет);

- осуществлять предпринимательскую деятельность по управлению юридическим лицом;

- осуществлять управление юридическим лицом в иных случаях, предусмотренных законодательством РФ.

Административное наказание в виде дисквалификации назначается судьей.

Постановление о дисквалификации должно быть немедленно после вступления постановления в законную силу исполнено лицом, привлеченным к административной ответственности, путем прекращения управления юридическим лицом (п. 1 ст. 32.11 КоАП). Исполнение постановления производится путем прекращения договора (контракта) с дисквалифицированным лицом на осуществление им деятельности по управлению юридическим лицом.

Специальные положения

Специальные нормы нарушения трудового законодательства установлены в ст. ст. 5.28 - 5.34, 5.40, 5.42, 5.44 КоАП.

Уклонение работодателя или лица, его представляющего, от участия в переговорах о заключении коллективного договора, соглашения либо нарушение установленного срока их заключения, а равно необеспечение работы комиссии по заключению коллективного договора, соглашения в определенные сторонами сроки влечет наложение административного штрафа в размере от 1000 до 3000 руб. (ст. 5.28 КоАП).

Непредоставление работодателем или лицом, его представляющим, в срок, установленный законом, информации, необходимой для проведения коллективных переговоров и осуществления контроля за соблюдением коллективного договора, соглашения, влечет наложение административного штрафа в размере от 1000 до 3000 руб. (ст. 5.29 КоАП).

Необоснованный отказ работодателя или лица, его представляющего, от заключения коллективного договора, соглашения влечет наложение административного штрафа в размере от 3000 до 5000 руб. (ст. 5.30 КоАП).

Нарушение или невыполнение работодателем обязательств по коллективному договору, соглашению влечет наложение административного штрафа в размере от 3000 до 5000 рублей (ст. 5.31 КоАП).

Уклонение работодателя от получения требований работников и от участия в примирительных процедурах, в том числе непредоставление помещения для проведения собрания (конференции) работников в целях выдвижения требований или создание препятствий проведению такого собрания (такой конференции), влечет наложение административного штрафа в размере от 1000 до 3000 руб. (ст. 5.32 КоАП). Примирительные процедуры согласно ст. 398 ТК РФ представляют собой рассмотрение коллективного трудового спора в целях его разрешения примирительной комиссией с участием посредника и (или) в трудовом арбитраже.

Невыполнение работодателем или его представителем обязательств по соглашению, достигнутому в результате примирительной процедуры, влечет наложение административного штрафа в размере от 2000 до 4000 руб. (ст. 5.33 КоАП).

Увольнение работников в связи с коллективным трудовым спором и объявлением забастовки влечет наложение административного штрафа в размере от 4000 до 5000 руб. (ст. 5.34 КоАП).

Принуждение к участию или к отказу от участия в забастовке путем насилия или угроз применения насилия либо с использованием зависимого положения принуждаемого влечет наложение административного штрафа на должностных лиц - от 1000 до 2000 руб. (ст. 5.40 КоАП).

Сокрытие страхователем наступления страхового случая при обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний влечет наложение административного штрафа на должностных лиц от 5 до 10 минимальных размеров оплаты труда (ст. 5.44 КоАП).

Кроме того, в ст. 5.42 КоАП установлена ответственность за нарушение прав инвалидов в области трудоустройства и занятости.

Отказ работодателя в приеме на работу инвалида в пределах установленной квоты, а также необоснованный отказ в регистрации инвалида в качестве безработного влекут наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 2000 до 3000 руб.

А. В.Лактионова

Подписано в печать

07.09.2011

Рубрика: 
Ключевые слова: 
+1
0
-1