Адаптируем новичка

Журнал: Управление персоналом: просто, практично, полезно
Год: 2011
Рубрика: Рабочие ситуации: Адаптация персонала
Рабочая ситуация
На позицию менеджера по подбору и адаптации персонала я пришла в компанию недавно. Руководство планирует через некоторое время открыть еще несколько торговых точек, и к нам придет много новых сотрудников. До этого в организации такого массового набора персонала не было, поэтому программа их адаптации не проработана. С чего начать? Решение

Если в компании нет системы адаптации новичков, нужно начинать ее создание с выяснения сути и задач самого процесса адаптации.

Адаптация - поэтапное включение сотрудника в работу на новом месте в непривычных для него условиях. Необходимо помнить, что это не однодневное мероприятие, а довольно длительный многоступенчатый процесс.

Важно

Менеджер по персоналу должен обращать внимание не только на приобретаемые навыки и знания, но и на состояние сотрудника. Хорошо, если и руководители подразделений следят за моральным духом своих новых подчиненных.

Элементы системы адаптации:

    получение комплекта документов, содержащих информацию о компании и сотрудниках; проведение учебного курса «молодого бойца»; просмотр видеофильма о предприятии; посещение музея организации; представление компании непосредственным руководителем; подключение системы кураторства/ наставничества.

Человек должен почувствовать свою полезность компании как можно раньше. И все мероприятия в рамках системы адаптации ориентированы именно на поэтапное снятие стрессового состояния, которое свойственно любому, кто попадает на новое место работы и в новый коллектив.

Приходя на новое место работы, человек оказывается под влиянием множества факторов, в разной степени влияющих на его адаптацию. Сила их воздействия зависит от организационной культуры компании и личных особенностей сотрудника.

На снятие «барьеров», возникающих в связи с перечисленными факторами, и направлена система адаптации новичков в компании.

Словарь

Профессиональная адаптация – активное освоение работником всех действий и операций в соответствии со своими должностными обязанностями, технологическим процессом, нормами труда; повышение способности к деятельности и принятию решений в стандартных производственных ситуациях. 'На профессиональную адаптацию влияют факторы управления данным процессом, окружающая среда, индивидуально-личностные особенности.

Факторы, влияющие на адаптацию человека в компании:

    содержание и характер должностных обязанностей; условия труда в компании (в том числе санитарно-гигиенические условия, организация рабочего места); уровень организации труда на предприятии; корпоративная культура (формальные и неформальные нормы и правила, стиль общения в рабочее и нерабочее время и т. д.); организационная структура компании; система оплаты труда; правила внутреннего трудового распорядка, состояние дисциплины; система социально-экономической и психологической поддержки персонала; стиль руководства в компании и непосредственного начальника в частности; психологический климат в коллективе.

Минутка для улыбки

На собеседовании

Диалог с соискателем на позицию «идеолог идей, креативный менеджер» в рекламном агентстве, выпускником МГИМО:

- Какой ежемесячный доход для вас приемлем?

- 15 тысяч долларов США чистыми.

- Почему именно эта сумма, а не, например, 20 тысяч?

- В МГИМО я учился платно, посчитал по модели: чтобы окупить обучение за два года, в месяц я должен получать 15 тысяч долларов США.

Организатором процесса адаптации новых сотрудников выступает служба персонала. Она разрабатывает, внедряет, координирует и контролирует все мероприятия, проводимые в рамках системы, осуществляет методическую и консультационную поддержку, оценивает результаты.

Еще один участник - непосредственный руководитель новичка, и, как правило, это основное действующее лицо в данном процессе. Но иногда каждому принятому сотруднику назначается свой наставник (начальник или другой опытный специалист компании), который играет роль проводника нового сотрудника в корпоративный мир.

АЛГОРИТМ ДЕЙСТВИЙ

Рубрика: 
Ключевые слова: 
+1
0
-1