Многим компаниям сегодня приходится пересматривать свою практику электронного обучения. Почему? Во-первых, система может устаревать, и нужно вовремя ее модернизировать. Во-вторых, у некоторых компаний изначально не было системы, электронное обучение развивалось фрагментарно, а сейчас появилась необходимость в формировании единого подхода. Чек-лист для аудита e-learning системы поможет проверить ее работоспособность, устранить недостатки и добиться высоких результатов.
Об авторе: Елена Тихомирова, Генеральный директор «E-learning Center», основатель сообщества eLearning PRO. Эксперт в области электронного обучения, внедрения СДО и современных технологий в обучающий процесс.
Ошибочно полагать, что выстраивание системы e-learning — одноразовое событие. Нужно постоянно отслеживать результаты и собирать обратную связь, постоянно мониторить процесс и проводить аудиты.
Если этого не делать – возникнет ситуация, когда система электронного обучения в компании вроде бы существует, но в ней давно ничего не происходит, она не адаптируется, новые курсы не появляются, у сотрудников низкая мотивация.
Из каких элементов состоит аудит e-learning стратегии?
1. Процессы
Без одинакового понимания процессов электронного обучения всеми заинтересованными сторонами разработка курса, например, становится очень трудоемкой и может провоцировать конфликты. Все процессы должны быть продуманы, прописаны и согласованы. Нужно удостовериться, что те люди, которые в этих процессах участвуют, знают, как они работают.
Какие процессы требуют аудита?
- Выявление потребности
Потребности меняются. Допустим, электронное обучение внедрялось 5 лет назад. Тогда потребности были другими. И персонал, работавший с обучением, тоже.
Знают ли новые сотрудники, зачем обучение было внедрено?
Каким образом мы понимаем, что потребность возникла? Как собираем эту информацию?
У специалиста по e-learning должен быть ответ на эти вопросы, иначе хаотичная работа с запросами на обучение не позволит его планировать.
- Сбор и анализ обратной связи
Если не проводить аудит, со временем о сборе обратной связи забывают. Это недопустимо: обратная связь показывает, дает обучение результаты или нет, что удобно пользователю, а что нет. Ее отсутствие мешает развитию.
Как собирается обратная связь в вашем e-learning?
Человек оставил отзыв — что дальше с отзывом происходит? Попадает ли он к автору курса? К заказчику? Обрабатывает ли кто-то эти данные?
- Обучение
Обучение — тоже процесс, в котором есть контрольные точки. Например, время.
Есть ли выверенная методика: как курс разрабатывается, запускается, подается?
Сколько времени тратится на обучение?
Не оказывается ли так, что человеку дается слишком мало времени для прохождения курса?
- Постановки целей и задач проекта
Цели и задачи — это видение: к каким результатам должно провести обучение. Видение меняется, и это нормально. Хуже, когда цель поставили пять лет назад и не пересматривают ее.
- Проверка наличия автоматизации
Регистрация пользователей, анализ статистики — все эти трудоемкие процессы нужно автоматизировать. Если этого не делать, подсчеты и работа с данными вручную занимают огромное количество времени. Это снижает мотивацию с ними работать.
2. Показатели
Показатели нужно мониторить постоянно и сравнивать сегодняшние результаты с прошлыми. Например, посмотреть на показатели курсов за последние пять лет. Есть ли динамика активности?
Особенно внимательно нужно отслеживать такие показатели:
- Запросы на самостоятельное обучение
Хороший вариант, когда есть библиотека курсов и можно запросить любой. Это важно, потому что показывает: у людей есть мотивация и они используют этот ресурс как источник знаний.
- Повторный просмотр вебинаров и курсов
Нужно узнавать, к каким моментам люди возвращаются. Как часто сотрудники заходят в базу СДО? Для чего (помимо обязательного обучения)?
- Запросы на разработку
Как часто собственники бизнеса делают запросы на разработку? Если бизнес сам не приходит за обучающими курсами — это значит, e-learning не интегрирован в жизнь компании. В чем причина: люди о нем не знают или не доверяют?
- Среднее время на портале
Сколько времени проводят пользователи на портале? Заинтересовываются ли они той информацией, которая там есть? Переходят ли они в разные разделы?
3. Люди
Если человек сам профессионально не занимается электронным обучением, вряд ли он знает, как оно устроено. То, что об e-learning знают все — иллюзия.
Поэтому нужно ответить на вопросы:
- Знают ли что такое e-learning сотрудники, руководители, эксперты?
Если сотрудникам компании этого никогда не объясняли, они могут и не знать. Еще до начала обучения все должны получить подробную и понятную (!) информацию об электронном формате и это надо учитывать при разработке каждого курса.
- Умеют ли им пользоваться?
В компанию постоянно приходят новые люди. Нужно не только знакомить сотрудников с e-learning. О нем нужно регулярно напоминать, чтобы не получилось так, что на почту новому сотруднику пришло приглашение на курс, а он не знает, что с ним делать.
- Умеют ли учиться?
На это очень важно обратить внимание!
У многих людей просто нет навыка учиться самостоятельно: наше обучение в институте или колледже, как правило, было достаточно сопровождаемым и негибким. Учиться тоже нужно учиться, тем более когда ответственность за результат в электронных курсах в значительной степени ложится на слушателя.
4. Контент
- Содержание
Контент устаревает. Если содержание курса не соответствует действительности — курс бесполезен. Поэтому нужно с определенной периодичностью или по необходимости проводить актуализацию: проверять учебные материалы, просить экспертов и заказчиков подтвердить актуальность контента.
- Внешний вид
Освежать и обновлять дизайн необходимо. Важно также адаптировать интерфейс под разные устройства и браузеры.
- Технологии
Какой инструмент подойдет для курса? Чем людям удобнее пользоваться? Это постоянно должен отслеживать специалист по обучению.
- Внешние ресурсы
Если в курсе есть ссылки на внешние ресурсы — нужно проверять, что они работают, и что люди ими действительно пользуются.
5. Технологии
Какие вопросы стоит задать про технологии e-learning:
- Насколько они удобны?
- Покрывают ли все задачи?
- Автоматизированы?
- Они мобильные?
- Гибкие?
6. Управление
- Кто отвечает за e-learning?
Нужно выбрать «хозяина» процесса – того, кто будет отвечать за e-learning в компании. Если ответственного централизованного звена нет, получается “каша”, все идут в свою сторону, и непонятно, куда движется развитие.
- Какие метрики эффективности используются?
Эффективность – это степень реализации поставленных целей. Какие цели были поставлены в момент внедрения e-learning? Насколько они достигнуты к моменту проведения аудита?
7. Развитие
- Как и с чем интегрирован e-learning?
Как и где можно учиться сотрудникам?
Как устроен рабочий процесс сотрудников, и как в него будет встроено обучение? Допустим, руководитель хочет запустить сложный курс-игру, есть ли у сотрудников для этого время?
E-learning должен быть частью рабочего пространства сотрудника, он должен быть интегрирован с его рабочими процессами.
- Куда движется управление знаниями? Управление талантами?
Нужно регулярно смотреть на процесс обучения «с высоты птичьего полета». Аудит – это и есть тот самый мощный механизм, который дает возможность «подняться» над рабочей рутиной.
***
Аудит помогает увидеть реальную картину и сформировать видение того, к чему вы хотите прийти.
Аудит также дает понимание, какими способами, инструментами можно преодолеть этот разрыв — между реальным и желаемым положением вещей.
Важно, что аудит должен идти в первую очередь – перед видением, аудит должен формировать видение – иначе идеальная картина начнет «давить», а не развивать.
Источник : hrdocs.ru
"
Поделиться