6 правил предпринимателя. Памятка для тех, кто решил открыть свое дело

Предприниматель — это профессия, образ жизни, набор определенных компетенций и навыков. Перспектива сделать переход из наемного сотрудника компании в собственники бизнеса очень соблазнительна, но это игра совершенно по другим правилам. Это новые задачи и новые события, новые люди и принципиально другой подход к достижению целей. В конечном счете и предприниматель и сотрудник компании работает на «дядю или тетю». Вся разница лишь в том, что сотрудник — это маленький бизнес процесс внутри компании, а предприниматель это бизнес процесс на большом рынке компаний.

«Открою свой бизнес и уйду из найма» — это самая популярная фраза, с которой начинается освоение новой професси предпринимателя.

Предприниматель — это работа, но с гораздо большей нагрузкой. Если Вам кажется, что работа в найме с окладом до 200 000 рублей тупик, то для сравнения, 3 точки по продаже кофе приносит владельцу в лучшем случае 150 000 — 200 000 рублей. Если конечно повезет. А вот рисков и проблем там на каждый час жизни более, чем достаточно.

Это же не релевантный пример, подумают многие, есть более интересные проекты, скажем в сфере онлайн бизнеса. И в целом это так, но мы видим только те проекты, которые обильно удобряли деньгами, что бы они начали давать плоды. А вот опыт работы с акселераторами и статистика по выручке, говорят о том, что из 1400 стартапов, только 5% имеют прибыль, которая может превышать 200 000 рублей. В остальных случаях проект может года 3 болтаться на грани закрытия.

Мой опыт не является истинной в последней инстанции, но 12 лет практики и бизнес образования я решил сформулировать в несколько простых правил, которые помогут избежать дополнительных сложностей предпринимателю.

Правило 1. Цель

«Цель есть то, что имеет начало, середину и конец» — Аристотель.

Цельвсегда конечна, ее можно описать и измерить. Материальные блага — это результат правильных целей. Что бы проект был успешный, он должен прежде всего решать задачи и проблемы массы людей. Доверие и благодарность клиентов выражается в денежном эквиваленте.

Важно понимать что дальше делать с успешным бизнесом — продать, или сделать делом всей жизни. Если готовить под продажу, то необходимо сразу прикинуть список потенциальных покупателей и их потребности. Конечному покупателю могут быть важны показатели выручки, какая команда и количество клиентов. Прибыль может оказаться не ключевым фактором принятия решения, если есть прорывная технология.

Если цель проекта — дело всей жизни, то главное помнить, что выручка и прибыль компании, не есть прибыль собственника. Деньги собственника — только фикс + KPI, если занимает штатную позицию и дивиденды, желательно не чаще, чем раз в пол года, а лучше раз в год. Тогда компания будет хорошо и планомерно развиваться.

Правило 2. Правда только в цифрах.

«Остерегайтесь незначительных расходов; маленькая течь потопит большой корабль» Б. Франклин

Статистика, анализ, план, стратегия, продажи, маркетинг, персонал — это все про метрики и оцифрованные данные. Нет цифр, нет прибыли. Математический склад ума и умение конвертировать числовые значения в задачи — первое, что снижает риск тотального провала, но не исключает его.

Правило 3. Правильная команда на борту.

«Собраться вместе есть начало. Держаться вместе есть прогресс. Работать вместе есть успех.» Генри Форд

Кажется, что нанять толковых единомышленников не проблема. В целом это так, но даже самый сильный игрок команды без должного подхода становится камнем, тянущим вниз. Опять же, это про метрики и цифры. Но добавляется еще навык управления мотивацией. Именно этот важный пункт может потопить все математические расчеты и бизнес план. Таких примеров сотни. Предприниматель живет в цифрах, великолепно делает расчеты, но не может организовать работу команды. Управление человеческим ресурсом — ключевой навык предпринимателя номер 2.

Правило 4. Много тестов.

«Знания, не рожденные опытом, матерью всякой достоверности, бесплодны и полны ошибок.» Леонардо да Винчи

И это тоже про цифры. На базе анализа и статистики формируются гипотезы. Далее выбираются наименее затратные по времени проверки и вложениям, но при условии, что гипотеза отвечает заданным ключевым значениям бизнес плана. Важно помнить, что скорость роста проекта, прямо пропорционально количеству проведенных тестов. Больше гипотез — меньше рисков. Но с оговоркой, что каждая успешная гипотеза должна превратиться в бизнес процесс. Это правило кратно повышает шансы на жизнь проекта и его развитие.

Правило 5. 1 целевая аудитория — 1 проблема — 1 решение.

«Когда человек с деньгами встречает человека с опытом, человек с опытом уходит с деньгами, а человек с деньгами уходит с опытом.» Архимед

Продавать всем и все — плохая идея. Каждая целевая аудитория, как разработка золотого месторождения. Многочисленные гипотезы должны быть именно в рамках конкретной ЦА. Нашли потребность, проверели ее актуальность, провели пробы и тесты, только потом начинаем капать в глубь. Одной командой копать сразу 10 месторождений в 10 разных регионах — плохая идея. Ресурсов не хватит, а команда потеряет мотивацию на успех. Или 10 команд на 10 решений или 1 команда на 10 решений поочередно. Это звучит немного преувеличенно, но по факту так работает гораздо лучше и с меньшими рисками.

Правило 6. Среда и окружение.

«На своих ошибках учатся, на чужих — делают карьеру». Михаил Жванецкий

   Правильное окружение, общие цели, мотивация, миссия и обмен опытом с «насмотренными» гражданами — лучший способ выжить, в общем, как и в первобытные времена. Без правильного окружения развивать свой бизнес, это все равно, что с закрытыми глазами и навигатором в руках бежать по полю с граблями. Вроде маршрут понятен и цель ясна, а вот после 10-го поцелуя с черенком, как то и не сильно уже надо. По понятным причинам, начинаешь больше анализировать и меньше действовать, что сильно снижает скорость. 

В завершении, хочу пожелать всем предпринимателям и тем, кто собирается встать на этот путь, научиться терпению и не поддаваться панике. Предпринимательсятво — это образ жизни, это череда взлетов и падений. Естественно, что каждый предприниматель нацелен на финансовый результат, но в основе этого ремесла лежит навык коммуникации и управления.

Источник

Рубрика: 
Ключевые слова: 

Поделиться