5 заблуждений о роли менеджера по персоналу

Наверное, самый распространенный ответ на вопрос "Почему вы хотите работать в HR?" при собеседовании с начинающими (и не только) HR-специалистами - "Я хочу работать с людьми!" или даже "Я люблю людей!". Не скрою, раньше я тоже так думал и искренне недоумевал, почему моя мотивация ставилась под сомнение моими более опытными коллегами.

Дело в том, что HR-специалист - это не мамочка, не жилетка для коллег, не гуманист, не учитель и не сканер человеческих душ. Но сначала о главном.

У каждой функции в компании есть цель, которая напрямую связана с задачами бизнеса (или миссией организации, если мы говорим об НКО). Какова цель HR? Если коротко, то в создании и внедрении инструментов, которые позволяют компании привлекать лучших людей. Они, объединенные в сильные команды, будут добиваться максимальных результатов при минимально возможных ресурсах. Все это будет сопровождаться устойчивостью, гибкостью и постоянным развитием.

Если задуматься, то все вышеперечисленные понятия, которые часто ассоциируются с "кадровыми специалистами", по сути, противоречат этой задаче.

HR-специалист - это не мама

Если HR-менеджер превращается в заботливую мамочку для сотрудников, то невозможно представить его в роли беспристрастного и справедливого "арбитра" разногласий в отношениях работника и работодателя.

О какой объективности тогда может идти речь? Мы понимаем, что любовь матери безусловна. Стремление такого HR-специалиста защитить, утешить и укрыть всех мощными крыльями любви лишает компанию возможности регулировать результаты и принимать сложные, но порой необходимые кадровые решения.

HR-специалист - не жилетка для своих коллег

С ролью "жилетки" все еще проще. Нет ничего плохого в том, чтобы пожаловаться на жизнь коллеге, с которым у вас сложились доверительные отношения. Но выслушивание чужих горестей не должно становиться функцией конкретного отдела. Если компания, оценив внутренний климат, решает дать своим сотрудникам возможность регулярно "выпускать пар", она нанимает штатного психолога. Особо продвинутые работодатели организуют в офисе йогу, открывают комнаты релаксации, приглашают тренеров по mindfulness, проводят дни психического здоровья - в общем, учат работать со стрессом и создают среду, в которой он быстрее проходит.

HR-менеджер часто не обладает необходимой квалификацией, а главное - ресурсами, чтобы заменить психолога. Мы получаем деньги за рабочее время, и если это время в основном занято моральной поддержкой коллектива, то кто будет выполнять непосредственные задачи HR?

HR-специалист не является великим гуманистом

В сознании некоторых людей HR мечтает создать идеальные условия труда, щедро награждать, подбадривать и учить всему на свете. Конечно, важно позитивно подкреплять высокие результаты работы, отмечать заслуги и создавать возможности для развития сотрудников, поощряя тем самым долгосрочную лояльность.

Но, как говорится, все мы здесь ради дела. Из этого следует принцип эффективного поощрения (английское словосочетание "merit-based" также лаконично его формулирует): блага не просто раздаются, а по заслугам. Должна быть прямая связь между действиями сотрудника, его вкладом в общий результат и вознаграждением.

HR-специалист - не учитель

Интересный конфликт возникает с функцией обучения, которую так любят приписывать HR-отделу. Действительно, одержимость обучением и другими подобными видами деятельности на протяжении многих лет была одной из главных особенностей работы с персоналом. HR приходил и приходит за обучением.

В то же время знаменитое исследование самых высокоуспешных сотрудников, проведенное Чарльзом Дженнингсом, показало, что формальное обучение (тренинги, обучающие занятия, чтение литературы) дает не более 10% навыков, необходимых для успеха. Сейчас принцип 70:20:10 (70% навыков приобретается непосредственно на рабочем месте, 20% - через наставничество и наблюдение за более опытными коллегами) у всех на устах. Так почему же HR до сих пор воспринимается как главный обучающий "орган" в компании?

HR-специалист - это не сканер человеческих душ

Еще один устойчивый миф, перекочевавший в современность из прошлого, когда HR-отдел был местом хранения секретной информации о человеке.

Нет, HR больше не собирает досье, полные секретов, которые могут как возвысить, так и низвергнуть любого человека, не стремится видеть каждого насквозь, не обладает пониманием того, что происходит в душе сотрудников.

Инструменты, которые мы держим в руках, не похожи на хрустальные шары. Мы можем ошибаться в людях так же, как и все остальные: рекомендовать руководителям не тех кандидатов, упуская действительно стоящих, предлагать не те стимулы, не замечать зреющего недовольства, откладывать на потом то, что действительно необходимо. В конце концов, любое "не" перед словом "HR" подтверждает простую вещь: 

 

Рубрика: 
Ключевые слова: 
+1
0
-1