5 способов снизить когнитивную нагрузку в обучающем выступлении

Даже если вы эксперт и даете супер-полезный контент, аудитория может спать и отключаться от вашего вебинара, если вы не учитываете уровень когнитивной нагрузки. Слушатели эффективно усваивают информацию, только если она не перегружает их мозг.

В кратковременной, или рабочей, памяти человека может единовременно храниться ограниченное количество данных. Чем больше информации спикер дает за раз, тем меньше вероятность, что студенты запомнят ее и смогут применить в будущем.

Что делать? Снижать нагрузку:

1. Проблематизируйте аудиторию

На митапе "Объясни нормально, плиз" выступали 5 спикеров, и удерживали внимание лишь те, кто сразу мотивировал аудиторию слушать дальше. В обучающем контенте мотивировать проще всего проблемами, которые есть у вашей аудитории. Начните со слайда со списком проблем, опишите их в красках, наш мозг пропускает только ту инфрорацию, которая кажется важной, и фильтрует всю все остальное.

Пример: в начале доклада скажите "мой доклад будет особенно полезен тем, кто заказывает SEO у подрядчика и получает непонятные отчеты, за которыми неясно, когда станет лучше, и что нужно делать"

2. Опирайтесь на знания и опыт, которые есть у аудитории

Теория когнитивной нагрузки утверждает, что мозг человека хранит информацию в так называемых схемах. Это структуры, которые позволяют нам решать задачи и думать.Также они дают возможность воспринимать разные элементы в рамках одного урока как единое целое. Когда мы обучаем, мы меняем схему слушателей, создаем новые нейронные связи. И схему будет проще построить в связке с информацией, которая уже есть у слушателя.

Пример: Если вы рассказываете про юзабилити сайта, задействуйте пользовательский опыт слушателя: "Вспомните, как вы пытались записаться на прием к врачу на сайте и заполняли 12 полей в форме, где нужно было не только правильно ввести номер телефона, но и указать вашу группу крови и результаты анализов мочи по Нечипоренко"

3. Определяйте главное и сокращайте

Вас распирает от знаний и желания ими поделиться, но слушатели унесут в лучшем случае 5% информации. Вы не сможете протащить через игольное ушко восприятия всю информацию. Идете от задачи: какого целевого действия я жду от аудитории после доклада? Исключайте из доклада всё, что не работает на эту цель, даже если это очень милые слайды, которые так хочется оставить.

Пример: я хочу, чтобы после моего доклада слушатели научились отличать хорошую посадочную страницу от плохой. Поэтому каждый слайд посвящен пункту их чек-листа. Все остальное - удаляем

4. Визуализируйте: схемы, таблицы вместо текста

Проще один раз показать, чем 100 раз объяснить. Схемы структурируют информацию и создают визуальные образы, которые легче сохраняются в долговременной памяти.

Если за весь доклад у вас нет ни одной таблицы/схемы, возможно, ваш доклад - это набор разрозненных данных, которые невозможно усвоить.

5. Используйте сторителлинг, конфликт и драматургию

Истории понятны, а драматургическая структура помогает держать в напряжении весь доклад.

Пример: Кейс “Как мы вывели сайт из-под фильтра Яндекса за 3,5 месяца”. Читаешь начало “К нам пришел клиент, который попал под фильтр за накрутку поведенческих факторов, хотя клиент ничего не накручивал…”. Налицо конфликт: герой (агентство) сражается с злодеем-поисковиком за прекрасную леди - клиента. И сразу хочется запастись попкорном и читать дальше.

Светлана Ковалева

Рубрика: 
Ключевые слова: 
+1
0
-1