5 способов наказать сотрудника по справедливости и без обиды

К сожалению, далеко не каждый руководитель-новичок понимает особенности управления персоналом и частенько действует согласно собственному жизненному опыту и интуиции. Народным методом решения спорных ситуаций с подчиненными по праву считается переход начальства на бытовой язык выяснения отношений и даже ругань. О том, как правильно наказать сотрудника за проступок, при этом не обидев его личность, рассказывают эксперты аутстаффинговой компании «Ваш кадровый советник».

Способ №1 «Плюс, минус, плюс»

Грамотный руководитель, чтобы наказать сотрудника по справедливости, но без обиды использует тактику «плюс, минус, плюс». То есть сначала хвалит, подчеркивая плюсы и сильные стороны работника, далее излагает ему суть претензии, но заканчивает на позитивной ноте, передав инициативу в поиске решения ситуации работнику. Во время такого разговора руководителю желательно выдержать паузу, которую каждый подчиненный может потратить по-своему. Кто-то придумывает оправдания, кто-то начинает работать над исправлением ситуации. Если сотрудник в данный момент важен для бизнеса, но при этом он не воспринял «серьезный» разговор как руководство к действию, руководитель уже на этом этапе может потребовать от него варианты решения проблемы. В таком случае уже любой, даже самый непонятливый работник, начнет предлагать пути выхода из обстоятельств, приведших к порицанию. При этом весь проделанный наказанным специалистом путь по решению проблемы будет восприниматься как опыт, который в последующем уже не даст совершить подобный промах. Конечно, у всех случаются повторные проступки, но при такой схеме воздействия руководителя на подчиненного – рецидив минимальный.

Почему классический для большинства российских компаний вариант «пришел начальник, накричал на подчиненного за проступок» не верен? Подобная ситуация демонстрирует, что управленец попросту не умеет контролировать собственные эмоции, что является не самой лучшей чертой для любого руководителя. Однако и среди работников частенько встречается «провоцирующий» тип.

Способ №2 «Обратная связь»

Еще чаще встречается персонал, постоянно умело оправдывающий свои ошибки, который способен терпеливого руководителя буквально выставить дураком. Происходит это, как правило, когда начальник долго терпит постоянные промахи, прощает, исправляет, но при очередной ошибке просто взрывается и выдает накопившееся раздражение. При этом провинившийся сотрудник порой даже не понимает, что именно его систематическое поведение вызвало такой негатив, а не та мелкая очередная оплошность. И действительно смотрит на руководителя глазами полными ужаса и считает оппонента неуравновешенным. Именно, чтобы не попадать в подобную ситуацию руководитель обязан своевременно давать обратную связь, а также не молчать и не бездействовать в ответ на проступки работников. Таким образом у менеджера не происходит накопления негатива на подчиненного, а работник понимает свое положение в компании.

Способ №3 «Правило трех раз»

Наказать подчиненного по справедливости, при этом не обидев его, можно также используя «правило трех раз». При первом проступке руководитель делает замечание подчиненному с указанием, на что необходимо обратить внимание. В случае возникновения второго проступка руководитель обязан предупредить работника, что за третий проступок он будет оштрафован из премиальной части или нематериально. Как правило, третьего проступка уже не наступает.

Способ №4 «По ТК»

Кстати, трудовой кодекс предлагает похожий вариант порицания сотрудника. В случае первого нарушения – работник получает замечание. Повторный проступок влечет уже выговор, а третья ошибка является поводом для увольнения. Но стоит учесть, если вы захотите воспользоваться этим вариантом, то интервал между проступками работника должен составлять не более одного года, так как через 1 год дисциплинарное взыскание с персонала аннулируется.

Способ №5 «Креативный»

Существуют также и креативные способы наказания персонала, например, трудотерапией или спортом. Так в одной компании, за опоздание в офис провинившиеся работники остаются после работы и поливают цветы. Или на следующий день приносят печенье для коллег по офису. А в ряде других предприятий за проступки, например, мужчины отжимаются, а женщины приседают. Для провинившихся сотрудников на удаленке, также можно найти подобного рода креативные наказания, однако, придется проявить фантазию и смекалку.

Способ №6 «Нематериальное депремирование»

Еще одной мерой нематериального наказания сотрудника может являться временное лишение благ нематериальной мотивации от компании. Например, приостановка корпоративного абонемента в фитнес-клуб и так далее.

 Что касается прилюдных выговоров и порицания, то руководителю желательно делать это только в качестве превентивной меры, если он уверен, что таким же образом, как провинившийся работник, поступают и другие сотрудники. Если нарушение носит индивидуальный характер, то прибегать к давлению общественного мнения нет необходимости.

Каких сотрудников не стоит наказывать?

  1. Сотрудники с высокой ответственностью, которые, очевидно, и так чувствуют себя виноватыми, сразу предлагают свои варианты решения / отработки и воплощают их.
  2. Работники, в момент нарушения выполняющие свои задачи, не превышая вверенных полномочий.

О формализации рабочего процесса после наказания сотрудника

Если проступок совершен намеренно, по халатности, лени или любом другом контролируемом варианте, и руководитель пока еще раздумывает, что делать с провинившимся, временно стоит усилить контроль за ним, а именно попросить предоставлять ежедневные отчеты о проделанной работе.  

Если руководитель решил уволить работника за совершенный проступок, его необходимо отдалить от дел. В любом случае надо попросить написать объяснительную по поводу случившегося. В ситуации, когда специалист отказывается от подачи объяснительной записки, то руководитель в присутствии свидетелей подписывает акт об отказе от объяснений в связи со случившимся. На основании такого акта работодатель, оценив степень нарушения, также имеет право уволить сотрудника.

Бывают ситуации, когда руководитель наказал работника по справедливости, при этом сделав все правильно, но сотрудник все равно демонстрирует свою обиду в сторону начальника. Если все было сделано правильно и честно, то подобное поведение пострадавшей стороны приравнивается к манипуляции совестью менеджера.

Рубрика: 
Ключевые слова: 
+1
0
-1