12 правил выбора бизнес-консультанта: не поддавайтесь «магии» мудреных терминов

Дюжина простых правил позволит вам выбрать консультанта, который поможет именно вам и вашему бизнесу.

Огромное количество дилетантов среди консультантов порождает серию анекдотов и насмешек по отношению к абсолютно всем консультантам. Их называют их бездельниками и людьми, которые ни в чем глубоко не разбираются. Однако это совсем не повод не обращаться к ним за помощью. Важно сделать правильные шаги, чтобы получить в свое распоряжение правильного консультанта, и тогда вашему бизнесу гарантирован свежий взгляд и, как следствие достижение более высоких результатов. Для начала мне хотелось бы остановиться на двух важных моментах относительно консультантов.

  • Консультант не знает о вашем бизнесе больше, чем вы сами. Однако его незамыленный взгляд поможет собственнику увидеть то, что он не замечал раньше, и найти зоны для улучшения
  • У консультанта есть в багаже разные кейсы, он знает, как это бывало в других компаниях, и каких результатов с большей вероятностью достигнете вы, если будет внедрять то-то и то-то.

Определите цель

Перед тем, как приступить к выбору консультанта, четко сформулируйте себе цель. Что вы хотите получить на выходе? Какую помощь вы хотите получить от консультанта? 

Например, вы хотите привлекать больше клиентов в свой бизнес, но не знаете как. Вот тогда есть повод пригласить консультанта.

Собственные результаты консультанта

При выборе консультантов под конкретный проект самое главное для меня – наличие у консультанта своих собственных результатов. Я предпочитаю работать с играющими тренерами, а не с теми, кто о вопросе информирован лишь теоретически. Если, например, вы ищете консультанта по увеличению продаж, посмотрите,  как у него самого обстоят дела с продажами, как он сам продает свои услуги?

Отзывы и портфолио

Отзывы и портфолио – очень важны, но я бы не рекомендовала все принимать за чистую монету.  Позвоните по нескольким контактам его клиентов и задайте интересующие вас вопросы. Просто поразительно, как это работает. Все точки над i сразу расставляются J

Известность консультанта

Дополнительно придает весу известность консультанта, но она не всегда является гарантом его результативности. Здесь скорее будет запредельной и неоправданной стоимость услуг.  Но какие критерии использовать при выборе стоимости оплаты услуг расскажу позже.

Ваши установки

И еще один немаловажный критерий, особенно если вы нанимаете консультанта на длительный проект, у вас должны совпадать мнения и установки хотя бы по той теме, в которой ваш проект.

Комфорт совместной работы

Вам должно быть комфортно работать друг с другом. Если консультант будет вас чем то раздражать, вы подсознательно начнете саботировать многие его дельные рекомендации и это уж точно не пойдет на пользу вашему бизнесу. 
Одина моя знакомая, собственник бизнеса, рассказывала мне, как ей не хочется идти в свой офис, потому что она наняла консультанта и тот постоянно жует жевательную резинку, когда общается с людьми и чавкает. На первый взгляд, такая мелочь, но она несомненно повлияла на результаты в бизнесе.

На одной волне

Вы должны быть на одной волне. Это очень важный элемент, который добавляет много баллов к успеху вашего совместного проекта.

«Магия» умных терминов

При первой встрече с консультантом вы можете почувствовать, как тот использует «магию» умных терминов. Это распространенный прием. Не поддавайтесь на  него. Попросите консультанта выражаться попроще или пояснять вам, что он имеет в виду, когда так говорит. Вот тут то вы и поймете, насколько он хороший специалист в своей области. Ведь профессионал досконально разбирающийся в своем вопросе легко сможет рассказать об очень сложных вещах очень простым языком, приводя жизненные примеры.

Определите границы

Опытные консультанты всегда найдут кучу проблем в вашем бизнесе, чтобы продолжить работать с вами.  Да это и понятно. Это его хлеб. Однако, помните, что нет предела совершенству. Ваша задача вовремя остановиться и не ремонтировать то, что и без того работает. Определитесь с целями и тогда вам будут видны границы необходимых мероприятий.

Проверка результата

Немаловажно чтобы консультант четко и понятно вам мог описать, как вы проверите результат его работы. Это должно быть выражено не в каких то эфемерных понятиях, а в конкретных цифрах. Если речь идет о привлечении новых клиентов, то пусть фигурируют цифры. Сколько дополнительных клиентов вы получите? А не просто «рост количества клиентов». Когда есть конкретные цифры, вам легко посчитать рентабельность привлечения консультанта. Если он даст рекомендации, которые принесут миллион, а консультант назначил стоимость своей услуги в 100 тыс., то вполне уместно будет заплатить консультанту эту сумму. Но это необходимо тогда отразить в контракте.

Оплата услуг

Если консультант получает процент от прироста продаж, то это настоящий консалтинговый бизнес, а вот если ваш консультант будет говорить о почасовой оплате своей работы и постарается, чтобы оплата его услуг не зависела бы от результата, сразу скажите ему: «Давай, до свиданья!»

Выбирайте специалиста

Еще один момент при выборе консультанта – выбирайте специалиста, а не консалтинговую компанию. И никогда не соглашайтесь на то, чтобы вам дали консультанта на усмотрение компании. Если вам кто-то рекомендовал определенного специалиста, и вы доверяете мнению своего рекомендателя, настаивайте, чтобы именно этот специалист работал с вами.

Не перекладывайте ответственность

Психологи говорят о том, что при работе с консультантом, если бизнес не улучшается, то собственнику легко снять с себя ответственность и переложить на плечи консультанта. Дескать, он виноват, что бизнес развалился. Поэтому, здесь надо держать ухо востро, чтобы не попасть в собственную ловушку. Всегда помните, что это ваш бизнес и вы ответственны за него.

Мой последний совет

Недавно где-то прочитала такую фразу: «Если вы думаете, что нанять профессионала – это дорого, наймите любителя».  И мой основной совет: никогда не пользуйтесь критерием стоимости услуг консультанта для оценки его профессионализма.

Лариса Федорова, nastol.ru

Рубрика: 
Ключевые слова: 
+1
0
-1