11 невинных фраз, которые не стоит говорить коллегам

По данным разных опросов, больше половины сотрудников сталкивались с манипуляциями на работе. 43% из них не смогли справиться с таким отношением и уволились, 25% — игнорировали подобные ситуации. 

А что делать, если манипулятор — вы сами? Мы собрали 11 вредных фраз, которые помогут понять, прибегаете ли вы к таким уловкам, — и остановиться. Или нет — решать вам. 

1.  «Мы все думаем, что…»

Карьерный консультант и основатель сервиса по поиску работы Job Search Journey Сара Джонстон считает манипуляции одной из худших ошибок руководителей. 

Фразы вроде «Все так думают» или «Я не единственный, кто так считает» могут придать дополнительный вес вашим словам и создать иллюзию поддержки коллег. Но есть риск, что подобный посыл вызовет конфронтацию между сотрудником и остальной командой. Кроме того, это может восприниматься как попытка скрыть свое отношение за расплывчатым общим мнением.

Джонстон отмечает: человек, точка зрения которого не совпадает с абстрактным «большинством», нередко чувствует себя пассивно-агрессивным или неэффективным, что тоже накаляет атмосферу в команде.

Как лучше: в любой коммуникации говорите за себя, не приплетая чужие суждения и мысли. Высказываться за всех стоит в том случае, когда сотрудники действительно едины в своем мнении и попросили вас выступить от имени коллектива.

2. «У тебя есть минутка?»

Такая фраза может показаться вежливым способом отвлечь коллегу. Но только на первый взгляд. Когда вы отрываете человека от работы и не уточняете, ради чего именно, скорее всего, он почувствует раздражение и даже вину. Вы вынуждаете коллегу отложить свои дела и сказать вам «да» из вежливости, отмечает Горик Нг, карьерный консультант Гарвардского университета и автор книги «Невысказанные правила: секреты начала вашей карьеры прямо сейчас».

Отвечая на такой вопрос утвердительно, человек условно соглашается помочь — однако разговор почти никогда не укладывается в ту самую минуту. В действительности в такие моменты вам не важно, есть ли у коллеги время, — вас интересует, может ли он помочь прямо сейчас.

Как лучше: Горик советует заменять эту манипулятивную фразу прямой просьбой о помощи, чтобы человек мог оценить свои ресурсы и дать ответ объективно. 

Например: «Я пытаюсь понять, что означает X. У тебя есть время, чтобы объяснить мне этот момент сейчас? Или когда мне лучше вернуться с вопросами? Если ты не можешь мне помочь, подскажи, к кому стоит обратиться?»

3. «Я не говорю, что ты должен сделать это, но…»

Психолог Лора Галлахер называет подобный прием классической уловкой продажников: заставьте человека сделать что-то, сказав, что вы об этом не просите. По мнению Галлахер, на самом деле мозг при такой подаче не обрабатывает отрицательную часть фразы, и в итоге мы слышим: «Ты должен это сделать».

Галлахер называет подобную тактику манипулятивной, потому что она давит на другого человека — даже если он не следует вашим советам. Собеседник оказывается в зависимой позиции, отстраняясь от самостоятельного принятия решения. При этом манипулятор не обязан никак отвечать за свои слова. Похожим образом действует фраза «Ты можешь делать что хочешь, но…».

Как лучше: если вы не готовы нести ответственность за собственные советы, просто поделитесь с человеком своим мнением, не вынуждая принять его за правило.

4. «Не трать на это всю ночь»

На первый взгляд это кажется заботой о коллеге. Однако зачастую от сотрудника в таких ситуациях все равно требуют результата. Особенно издевательски подобная фраза звучит, когда задача поступает в конце рабочего дня и с очень близким крайним сроком: «Мне это нужно завтра к 8 утра».

Такой подход говорит о непрофессионализме менеджера. Причин может быть несколько:

  • он не понимает, какой объем работы необходим для выполнения задачи 
  • плохо формулирует цель
  • не умеет расставлять приоритеты и не дружит с тайм-менеджментом.

Как лучше: не предполагайте, сколько времени займет задача, — вместо этого составьте четкое ТЗ, пропишите, что нужно сделать и почему. Если работа действительно не может подождать до завтра, сверьте свои ожидания по трудозатратам с коллегой.

5. «Ты не согласен?» или «Разве так не лучше?»

Такие фразы вынуждают человека согласиться, отмечает карьерный консультант Лорез Браун. Когда менеджер говорит нечто подобное, он ставит сотрудника в неудобное положение: собеседнику приходится либо соглашаться вопреки собственному мнению, либо возражать руководителю.

Как лучше: Браун советует задавать открытые вопросы вроде «Ты видишь это по-другому?» или «С твоей точки зрения это не сработает?».

6.  «Я не это имел в виду»

Чаще всего такая пассивно-агрессивная фраза всплывает, когда нужно покритиковать коллегу, оставаясь дружелюбным. По словам Райана Хоуса, клинического психолога из университета Калифорнии, фактически посыл звучит так: «Я не имел в виду, что ты работаешь плохо. Я просто сказал это».

Как лучше: Лорез Браун советует уточнить, что ваши слова могли быть интерпретированы неправильно, — но не допускать пренебрежительного отношения к собеседнику («Ты не так меня понял»). 

7. «Как я уже сказал»

«Как я уже упоминал» или «согласно моему предыдущему сообщению» — это пассивно-агрессивные вариации самоутверждения. Используя такие фразы, человек некорректно указывает собеседнику на его ошибки и пытается «закрепить» собственное мнение, считает переговорщик Аниелис Кордеро. 

Нельзя ожидать, что другие будут читать ваши письма и понимать их ровно так же, как вы планировали. Некоторые метаданные (дополнительная информация, заложенная в тексте) не всегда считываются и воспринимаются собеседником. А отсылки к прошлым сообщениям выглядят как попытка упрекнуть человека в том, что вы проявляете в работе должную внимательность, в отличие от него. 

Как лучше: если хотите мягко напомнить коллеге о том, что информация уже обсуждалась, — дайте линк на диалог или проговорите все еще раз. 

8. «Очевидно, что…» 

Несмотря на внешне нейтральный тон, используя такие фразы, человек подтекстом транслирует враждебность: «Почему ты этого не знал? Ты должен разбираться в этом». 

Как лучше: если есть необходимость сверить базовые знания или уточнить вопрос, скажите: «Не уверен, в курсе ли ты…»

9. «Не обижайся, но…» или «При всем уважении, но…»

Лора Галлахер отмечает, что это не просто снисходительная фраза, которая сигнализирует об отсутствии уважения, а самая настоящая пассивная агрессия. Люди ведут себя таким образом, когда не могут определиться, чего хотят на самом деле, боятся разговаривать честно или не доверяют друг другу.

Президент консалтинговой компании Careerstone Group Мэри Аббаджай приводит в пример случай из собственного опыта, когда она отказалась от работы из-за подобного отношения. Компания пригласила ее провести тимбилдинг. Менеджер команды, с которой Мэри предстояло работать, сказал: «При всем моем уважении к вам, я уже забыл больше, чем вы когда-либо сможете узнать». Мэри восприняла эту фразу как «глазурь на торте», под которой прячется грубость. Фактически, прикрывшись вежливостью, менеджер сказал ей: «Я не уважаю тебя и думаю, что ты недостаточно компетентна». 

Как лучше: скажите прямо: «Я переживаю, что мои слова могут вас расстроить, но мне нужно донести до вас обратную связь».

10. «У меня нет на это времени»

Психологическая безопасность в работе — это здоровые отношения внутри команды, в которых сотрудники могут свободно говорить, делиться плохими новостями и просить о помощи. Если у кого-то постоянно нет времени, чтобы ответить на запрос коллег, — это сигнал о том, что потребности команды не находятся в приоритете.

Мэри Аббаджай отмечает, что сотрудник, которого вы отталкиваете, будет неохотно возвращаться за помощью даже в критической ситуации. Кроме того, не желая раздражать или отвлекать вас от работы, человек просто останется без необходимой информации — а вы не получите ожидаемого результата от его работы. Некоторые менеджеры используют эту тактику, чтобы снять с себя ответственность за возможные факапы.

Как лучше: уточните временные рамки и забронируйте в календаре слот, когда вы сможете заняться вопросом коллеги — или перенаправьте к человеку, который способен решить проблему вместо вас.

11. «X хочет сказать, что…»

Когда коллеги пытаются переформулировать то, что вы только что сказали, — это обесценивает ваши слова и снижает ваш статус.

Как лучше: вместо того чтобы перефразировать мысль человека, которая была подана недостаточно хорошо, Аббаджай советует попросить коллегу уточнить, что именно он имел в виду.

l-a-b-a.com/

Рубрика: 
Ключевые слова: 
+1
0
-1