Существует много профессий, в которых достижения лучше не описывать словами, а показывать работодателю. Особенно это актуально для творческих специальностей — журналистов, дизайнеров, копирайтеров и т. д. Рассказ о вашем опыте работы и навыках он может прочитать в резюме, но вот убедиться в том, насколько вы подходите для выполнения его задач, без портфолио очень сложно.
Для начала давайте разберемся, каким специалистам необходимо иметь портфолио и какую информацию они должны содержать.
- копирайтеры — примеры рекламных слоганов, статей, примеры SEO-оптимизированых текстов и т. п.;
- журналисты — статьи, заметки, интервью как рекламного, так и некоммерческого характера;
- дизайнеры — работы по разным направлениям, например, создание фирменного стиля, дизайн сайтов, дизайн наружной рекламы;
- архитекторы — проекты и чертежи, а также фотографии уже выполненных объектов;
- фотографы — примеры фотографий, а также призы и дипломы, полученные на профессиональных конкурсах;
- модели — фотографии от разных фотографов или фото студий, а также при наличии — видео файлы из рекламных роликов.
Даже если вы шьете или вяжете на заказ, занимаетесь хэнд-мейдом или делаете букеты, портфолио с вашими работами может помочь вам получить желаемую работу.
Портфолио может быть представлено в таких видах:
- печатном — удобно при личной встрече показать клиенту папку с материалами;
- электронном — можно прислать через электронную почту;
- онлайн — можно разместить на собственном блоге или сайте.
Ваше портфолио, как и резюме — это ваша визитная карточка. Знакомясь с вашими предыдущими работами, заказчик хочет понять, справитесь ли Вы с его конкретной задачей. Мы выделили десять ключевых правил, которые необходимо учесть при оформлении своего портфолио.
- Ограничьте количество работ. Оптимально разместить от 10 до 20 работ. Просмотр более обширного портфолио будет утомительным, и вряд ли заказчик захочет рыться в массе отнотипных работ, чтобы найти подходящую.
- Выберите, как позиционировать себя. Если вы работаете в различных областях, то уместным будет предоставить примеры по всем направлениям. Указывая работы только в одной определенной сфере, вы покажете себя как узкопрофильного специалиста.
- Сделайте портфолио наглядным. Информация, разделенная на блоки и структурированная, воспринимается гораздо легче. Проиллюстрируйте каждую свою работу скриншотами или фотографиями. Если, например, вы копирайтер и пишете SEO-тексты, то можете выделить маркером ключевые слова, чтобы заказчик мог сразу же оценить ваш уровень. Журналисты могут приложить скан газеты, где были опубликованы его статьи.
- Опишите каждую работу. Не жалейте времени на описание работ. Обязательно укажите цели, которые ставились изначально, так как вырванные из контекста фрагменты работ могут быть неправильно поняты заказчиком. Тем более, так ему будет проще оценить ваш подход к решению задач и убедиться, что вы подходите для выполнения его задания.
- Сделайте портфолио удобным. Заказчик должен ознакомиться с вашим портфолио с минимумом кликов. Чем больше внешних ссылок, отдельных файлов и архивов, тем больше вероятность, что он не досмотрит его до конца. Для облегчения просмотра работы лучше, если будет размещен не файл, который необходимо закачивать и открывать, а скриншот документа или сайта, где опубликован текст. Если есть ссылка на сайт, где размещена работа, то ее тоже надо разместить. В этом случае потенциальный заказчик сможет посмотреть вашу работу на сайте.
- Не приписывайте себе чужих заслуг. Даже если портфолио у вас пока небольшое и особенно хвастаться нечем, лучше просто написать, что вы начинающий специалист с минимальным опытом работы. Поверьте, то, что работа в портфолио вам не принадлежит, выяснить очень просто, а в будущем подобное мошенничество доставит массу неприятностей.
- Не размещайте незаконченные работы. Даже если работа выполнена на 99%, она все равно остается незавершенной. Показывая такие проекты, вы можете показать себя как человека некомпетентного и неорганизованного. Если вам очень хочется включить такую работу в портфолио, то лучше продемонстрируйте только полнофункциональные элементы или же приложите все усилия, чтобы завершить ее целиком.
- Получите согласие заказчика на размещение работы в портфолио. Хоть вы и являетесь автором своей работы, но все же теперь она принадлежит не вам, поэтому публикация работ без разрешения некорректна. Не все заказчики хотят афишировать ваше сотрудничество, так что лучше этот момент обсудить заранее.
- Проверьте грамотность. Уделяя основное внимание структуре и содержанию портфолио, не забывайте, что элементарные ошибки могут испортить все впечатление. Пройдитесь свежим взглядом по тексту, а еще лучше — попросите постороннего человека просмотреть ваше портфолио, и это поможет вам избежать досадных ошибок.
- Обновляйте свои работы. Регулярно пополняйте свое портфолио свежими материалами. Отсутствие новых работ может быть расценено как творческий застой и нежелание развиваться. А так как со временем вы развиваетесь и совершенствуете свои навыки, то почему бы не продемонстрировать ваш уровень профессионализма.
Соблюдение этих несложных правил поможет вам создать портфолио, которое заказчику будет приятно смотреть и легко воспринимать. Интересное и удобное портфолио произведет положительное впечатление на работодателя и позволит вам показать себя как отличного специалиста. Отнеситесь к такой работе с душой, ведь для хорошего специалиста портфолио — это инструмент, с помощью которого он может получить хорошую работу.
Поделиться