Корпоративное обучение: виды и форматы

Практически все крупные и не очень компании сейчас вплотную занимаются вопросами эффективности и развития своих сотрудников. Преимуществом любой организации являются эффективные сотрудники, а уровень ее развития определяется их компетентностью.

В крупных компаниях, как правило, существуют департаменты обучения и развития персонала, а в тех, что поменьше, – отдельно выделенный специалист, который проводит тренинги по заказу руководителей отделов.

Первичное обучение – это когда новому сотруднику дают вводную информацию о компании и ее продукте. Она может быть оформлена в виде презентации, проведенной менеджером отдела персонала или корпоративным тренером.

Регулярное, систематическое обучение предназначено для работников, которые действуют в постоянно изменяющихся условиях, не теряя своей эффективности (например, для сотрудников отдела продаж).

Иногда проводится разовое обучение в целях сплочения коллектива (командообразование), а также по тайм-менеджменту, управлению проектами и т.п.

По сравнению с приглашенным сотрудником тренингового агентства внутренний тренер имеет свои минусы: он ежедневно занимается проблемами компании, что не позволяет ему посмотреть на поставленную задачу со стороны и увидеть новые пути решения. Отношение персонала к штатному тренеру как к «своему» чаще всего также мешает полноценному восприятию материала.

Формат обучения может быть совершенно разным: лекция, семинар, тренинг, деловая игра, дистанционное обучение, вебинар. Первые два понятия, думается, объяснять не стоит, поэтому поговорим об остальных.

  • Тренинг подразумевает под собой отработку навыков и умений на практике. Здесь создаются условия, максимально приближенные к реальной работе, происходит передача знаний от тренера сотрудникам и немедленное их применение.
  • Деловая игра имитирует принятие решений руководящих работников или специалистов в различных производственных ситуациях; осуществляется по заданным правилам группой людей или человеком с ПК в диалоговом режиме, при наличии конфликтных ситуаций или информационной неопределенности (Бельчиков Я. М., Бирштейн М. М., 1989).
  • Дистанционное обучение, как правило, проводится на корпоративных порталах. Сотрудники могут скачать с сайта необходимые учебные материалы и самостоятельно с ними ознакомиться. Далее они общаются с тренером путем переписки, а в процессе и в конце обучения сдают тестирования и экзамены.
  • Вебинары позволяют проводить обучение в режиме онлайн; это может быть презентация новых товаров или услуг компании с разной по численности группой работников. Действие мало чем отличается от аудиторного тренинга – здесь также есть ведущий и слушатели, но каждый сотрудник находится у экрана своего компьютера. По ходу участники могут задавать вопросы ведущему.

Тренер может проводить опросы сотрудников, контролируя усвоение материала, демонстрировать слайды, фотографии, видеоролики и т.д.

Обучение осуществляется как в офисе, так и на выезде. Первый случай не грозит компании расходами, но сотрудники будут постоянно отвлекаться на рабочие вопросы, а второй вариант запоминается надолго и служит дополнительным фактором создания позитивной, дружественной атмосферы.

Конечно, по окончании любого обучающего мероприятия очень важно отслеживать его эффективность. Эта задача лежит непосредственно на тренере, руководителе подразделения или другом лице. Сравниваются показатели сотрудников до и после проведения обучения.

На примере тренинга по продажам можно сказать, что продажи действительно увеличиваются, сотрудники выходят мотивированные, нацеленные на результат, что называется, с огнем в глазах, но, к сожалению, этот эффект длится не так долго, как хотелось бы. Поэтому данное обучение лучше проводить регулярно, чтобы работники могли делиться своим опытом и вместе с тренером на практике разрешать появившиеся вопросы.

Важно также постоянно вносить в обучающие материалы что-то новое, но иногда даже давно работающим сотрудникам не помешает освежить свои знания. Как говорится, повторение – мать учения!

Вид словаря: 
Рубрика: 
Ключевые слова: