Дизайн-мышление

Дизайн-мышление (англ. design thinking) — методология решения инженерных, деловых и прочих задач, основывающаяся на творческом, а не аналитическом подходе. Главной особенностью дизайн-мышления, в отличие от аналитического мышления, является не критический анализ, а творческий процесс, в котором порой самые неожиданные идеи ведут к лучшему решению проблемы

Герберт Саймон выделяет следующие этапы в дизайн-мышлении:

  1. Определение проблемы
  2. Исследование
  3. Формирование идей
  4. Прототипирование
  5. Выбор лучшего решения
  6. Внедрение решения
  7. Оценка результатов

Критика и связи с другими исследованиями

В научных нейро- и поведенческих исследованиях творчества утверждение о дихотомии аналитическое-творческое мышление предлагается считать одним из популярных заблуждений в "народной" психологии. Исследователи показывают в опытах и учитывают в моделях, что творческий процесс обязательно включает в себя как дивергентное, так и аналитическое мышление. И что они равно важны для достижения не просто нового, но полезного нового результата. Также можно заметить, что из перечисленных выше семи этапов "мышления" в той или иной степени аналитическими являются все этапы, кроме этапа "формирования идей". Так что и в рамках методологии "дизайн-мышления" противопоставление можно считать некорректным.

В некоторых источниках предполагается, что главный компонент этапа "формирования идеи" в методике "дизайн-мышления" является методом "мозгового штурма", который критикуется в ряде исследований как неэффективный и неоптимальный.

Вид словаря: 
Рубрика: 
Ключевые слова: