Тест для диагностики уровня развития малой команды

Когда понадобится: для определения уровня развития команды и выявления проблем управления.

ТЕСТ

Ф. И. О. оцениваемого ________________________________________
Возраст (полных лет)

________________________________________

Должность

________________________________________

Подразделение

________________________________________

Дата заполнения

________________________________________

 

Инструкция

Вам предлагается ряд утверждений, которые охватывают самые разные стороны  взаимоотношений в команде. Оцените, в какой степени каждое из предложенных для оценки  утверждений характерно для вашей команды.

Дайте, пожалуйста, оценку на основании одного из четырех вариантов:

а) данное утверждение полностью соответствует характеру отношений, сложившихся в нашей  команде;

б) данное утверждение в общем характерно для нашей команды;

в) данное утверждение лишь в незначительной степени применимо к нашей команде;

г) данное утверждение не характерно для системы отношений, сложившихся в нашей команде (у  нас все наоборот).

Тестовое задание

Вопрос Ответ (а, б, в,  г)
1 В нашей команде главный критерий ценности человека – его отношение к труду, к  коллективу  
2 В нашей команде новичок, скорее всего, не почувствует себя чужаком, а встретит  доброжелательность и радушие  
3 В нашей команде нет козлов отпущения и любимчиков  
4 Члены нашей команды не пройдут равнодушно мимо чьей-то беды, им чужда  мораль «Моя хата с краю»  
5 Дух бескорыстия и взаимопомощи отличает нашу команду  
6 Каждый из нас достаточно инициативен, чтобы в случае необходимости взять на  себя ответственность за какое-то дело  
7 Для нас неприемлем принцип «Своя рубашка ближе к телу»  
8 Успех каждого из нас искренне радует всех и ни у кого не вызывает зависти  
9 Большинство из нас всегда могут поступиться личным ради общего дела  
10 Наша команда обычно не ждет указаний, инициативы ей не занимать  
11 В нашей команде каждый ощущает себя ответственным за ее успех  
12 Как правило, при решении важных вопросов мы всегда единодушны  
13 Наша команда достаточно сплоченная и организованная  
14 В случае неудач и поражений мы не спешим обвинять друг друга, а пытаемся  спокойно разобраться в их причинах  
15 Когда с нами нет руководителя, мы не теряемся и работаем не менее эффективно,  чем в его присутствии  
16 Когда к нам в команду приходит руководитель, все обычно бывают рады  
17 Стиль руководства нашей команды ровный, доброжелательный  
18 Для нас не характерно, чтобы под горячую руку от руководства доставалось и  правому, и виноватому. У нас не принято отсиживаться или прятаться за спинами  других  
19 Зная, что в своем стремлении поступить определенным образом команда пойдет по  ложному пути, у каждого из нас хватило бы сил, чтобы остановить ее от  необдуманного шага  
20 У нас не промолчат, если увидят, что ты не прав  
21 После работы мы нередко свободное время проводим вместе  
22 У нас принято делиться своими семейными радостями и заботами  
23 У нас тоже есть «диады» и «триады», но это не мешает нам чувствовать себя  единой дружной семьей  
24 В нашей команде нарушитель дисциплины будет держать ответ не только перед  руководителем, но и перед всей командой  
25 В нашей команде силы, внешней привлекательности, обладания престижными  вещами еще недостаточно для того, чтобы пользоваться уважением и  популярностью  
26 Наша сплоченность, скорее всего, не пострадает, если в команду вольется сразу  несколько новых членов  

Спасибо!

Ключ к тесту диагностики уровня развития малой команды

Описание

Методика диагностики уровня развития малой команды дает возможность, обобщив ответы всех членов команды, определить уровень ее развития, а также сравнить между собой различные группы.

Ключ к тесту

Обработка данных может производиться двумя способами. Первый способ заключается в дифференцированном количественном подсчете и сопоставлении буквенных знаков: а, б, в, г.

Преобладание ответов:

  • а – свидетельствует о том, что команда, согласно мнению ее членов, может быть отнесена к коллективу;
  • б – к среднему уровню развития;
  • в – к низкому уровню развития;
  • г – к команде номинального или корпоративного типа.

Второй способ заключается в переводе буквенных ответов в баллы по следующей схеме:

а – 3 балла;

б – 2 балла;

в – 1 балл;

г – 0 баллов.

После определения общего суммарного результата производится его соотнесение с уровнем развития малой команды.

По опыту диагностики и оценки динамики малых команд полученным количественным данным соответствуют следующие уровни командного развития (Л.И. Уманский, А.Н. Лутошкин):

67–81 – коллектив «Горящий факел»;

66–50 – автономия «Алый парус»;

49–34 – кооперация «Мерцающий маяк»;

33–20 – ассоциация «Мягкая глина»;

19 и менее – диффузная команда «Песчаная россыпь».

Интерпретация результата

Образное описание стадий развития коллектива по Лутошкину.

«Песчаная россыпь»

Не так уж редко встречаются на нашем пути песчаные россыпи. Посмотришь – сколько песчинок собрано вместе, и в то же время каждая из них сама по себе. Подует ветерок – отнесет часть песка, что лежит с краю подальше, дунет ветер посильней – разнесет песок в стороны, пока кто-нибудь не сгребет его в кучу.

Бывает так и в человеческих группах, специально организованных или возникших по воле обстоятельств. Вроде все вместе, а в то же время каждый сотрудник сам по себе. Нет «сцепления» между людьми. В одном случае они не стремятся пойти друг другу навстречу, в другом – не желают находить общих интересов, общего языка. Нет здесь того стержня, авторитетного центра, вокруг которого происходило бы объединение, сплочение сотрудников, где бы каждый чувствовал, что он нужен другому и сам нуждается во внимании других. А пока «песчаная россыпь» не приносит ни радости, ни удовлетворения тем, кто ее составляет.

«Мягкая глина»

Известно, что мягкая глина – материал, который сравнительно легко поддается воздействию и из которого можно лепить различные изделия. В руках хорошего мастера (руководителя) этот материал превращается в красивый сосуд, в прекрасное изделие. Но если к нему не приложить усилий, то он может оставаться и простым куском глины.

На этой ступени более заметны усилия по сплочению коллектива, хотя это могут быть только первые шаги. Не все получается, нет достаточного опыта взаимодействия, взаимопомощи, достижение какой-либо цели происходит с трудом. Скрепляющим звеном зачастую являются формальная дисциплина и требования более уважаемых коллег.

Отношения в основном доброжелательные, хотя не скажешь, что сотрудники всегда внимательны друг к другу, предупредительны, готовы прийти друг другу на помощь. Если это и происходит, то изредка. Здесь существуют замкнутые приятельские группировки, которые мало общаются между собой. Настоящего, хорошего организатора пока нет, или он не может себя проявить, или просто ему трудно, так как некому поддержать его.

«Мерцающий маяк»

В штормящем море мерцающий маяк и начинающему и опытному мореходу приносит уверенность, что курс выбран правильно. Важно только быть внимательным, не потерять световые всплески из виду. Заметьте, маяк не горит постоянным светом, а периодически выбрасывает пучки света, как бы говоря: «Я здесь, я готов прийти на помощь».

Формирующийся в группе коллектив тоже подает каждому сигналы «Так держать» и каждому готов прийти на помощь. В такой группе преобладает желание трудиться сообща, помогать друг другу, дружить. Но желание – это еще не все. Дружба, взаимопомощь требуют постоянного горения, а не одиночных, пусть даже очень частых вспышек. В то же время в группе уже есть на кого опереться. Авторитетны «смотрители маяка» – актив. Можно обратить внимание и на то, что группа выделяется среди других групп своей «непохожестью», индивидуальностью.

Однако встречающиеся трудности часто прекращают деятельность команды. Недостаточно проявляется инициатива, редко вносятся предложения по улучшению дел не только у себя в группе, но и во всей организации. Наблюдаются проявления активности всплесками, но не у всех.

«Алый парус»

Алый парус – символ устремленности вперед, неуспокоенности, дружеской верности, долга. Здесь живут и действуют по принципу «Один за всех и все за одного». Дружеское участие и заинтересованность делами друг друга сочетаются с принципиальностью и взаимной требовательностью. Командный состав парусника – знающие и надежные организаторы и авторитетные товарищи. К ним идут за советом, обращаются за помощью. У большинства членов «экипажа» проявляется чувство гордости за коллектив, все переживают, когда кого-то постигнет неудача. Группа живо интересуется тем, как обстоят дела в команде, и иногда ее члены приходят на помощь, когда их просят об этом.

Хотя группа сплочена, однако она не всегда готова идти наперекор «бурям», не всегда хватает мужества признать ошибки сразу, но это положение может быть исправлено.

«Горящий факел»

Горящий факел – это живое пламя, горючим материалом которого является тесная дружба, единая воля, отличное взаимопонимание, деловое сотрудничество, ответственность каждого не только за себя, но и за других. Здесь ярко проявляются все качества коллектива, которые характерны для автономии «Алый парус». Но не только это. Светить можно и для себя, пробираясь сквозь заросли, поднимаясь на вершины, спускаясь в ущелья, пробивая первые тропы. Настоящим коллективом можно назвать лишь такую группу, которая не замыкается в узких рамках пусть и дружного, сплоченного объединения. Настоящий коллектив – тот, где люди сами видят, когда они нужны, и сами идут на помощь; тот, где не остаются равнодушными, если другим группам плохо; тот, который ведет за собой, освещая, подобно легендарному Данко, жаром своего пылающего сердца дорогу другим.

Рубрика: 
Ключевые слова: