Возложение обязанностей приказом по ГО и ЧС, Пожарная безопасность

Ir4ik | 10.07.2018 16:51
Аватар пользователя Ir4ik

Добрый день.

 

Прошу подсказать, если у нас компания до 200 чел., то можно не вводить отдельную ставку и, как правильнее оформить возложение обязанностей по ГО и ЧС:

Приказом - но нужно ли к приказу о возложении обязанностей Соглашение (или обязательно должно быть дополнительное соглашение?).

Совмещения, не может быть т.к. совмещать нечего т.к. нет отдельной ставки, соответственно это должно быть увеличение объема работ за что мы будем доплачивать.

Прошу дать ссылки на нормативные документы т.к. окончательно запуталась.

Должно ли быть положение или Должностная инструкция на сотрудника на которого будут влозложены обязанности?

 

Правильно ли я понимаю, что подобная процедура и  с приказом на возложение обязанностей по Пожарной безопасности?

Форум: 


Аватар пользователя Мазухина_Анна

Вопрос: Не будет ли нарушением наличие в штатном расписании в государственном бюджетном учреждении численностью 150 человек должности специалиста по охране труда - не целой штатной единицы, а ее половины (0,5 ставки), если дополнительно планируется поручить исполнение обязанностей специалиста по противопожарной безопасности и специалиста по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям (возможно только в порядке совмещения либо как в порядке совмещения, так и по совместительству)?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Введение должности специалиста по охране труда по совместительству на 0,5 ставки в учреждении с численностью работников более 50 человек не соответствует требованиям трудового законодательства.

Обоснование вывода:
Согласно ст. 217 ТК РФ в целях обеспечения соблюдения требований охраны труда, осуществления контроля за их выполнением у каждого работодателя, осуществляющего производственную деятельность, численность работников которого превышает 50 человек, создается служба охраны труда или вводится должность специалиста по охране труда, имеющего соответствующую подготовку или опыт работы в этой области.
Отметим, что Минтруд России в письме от 10 июня 2016 г. N 15-2/ООГ-2136 прокомментировал требование закона о создании в организациях служб охраны труда. Специалисты ведомства напомнили, что в соответствии с определением, приведенным в ст. 209 ТК РФ, производственная деятельность представляет собой совокупность действий работников с применением средств труда, необходимых для превращения ресурсов в готовую продукцию, включающих в себя производство и переработку различных видов сырья, строительство, оказание различных видов услуг. На основании этого в письме делается вывод, что производственная деятельность - это деятельность по производству не только материальных благ, но и нематериальных, включая оказание различных услуг во всех сферах. В связи с чем требования ст. 217 ТК РФ в полной мере распространяются на организации, оказывающие различные виды услуг.
Таким образом, обязанность по созданию службы охраны труда или введению должности специалиста по охране труда лежит на любом работодателе, численность работников которого превышает 50 человек, независимо от характера его деятельности.
В силу части четвертой ст. 217 ТК РФ структура службы охраны труда в организации и численность работников службы охраны труда определяются работодателем с учетом рекомендаций федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию в сфере труда. Одним из таких документов являются Рекомендации по организации работы службы охраны труда в организации, утвержденные постановлением Минтруда РФ от 08.02.2000 N 14 (далее - Рекомендации). Сразу оговоримся, что пункты Рекомендаций, о которых пойдет речь, основаны на ранее действующей редакции ст. 217 ТК РФ и в связи с ее изменением пока не подкорректированы, однако из них можно усмотреть общий подход к рассматриваемой ситуации.
Как сказано в п. 15 Рекомендаций, служба охраны труда создается или вводится должность специалиста по охране труда, если численность работников превышает 100 человек. Исходя из п. 16 Рекомендаций, если численность работников - 100 и менее, руководитель организации может возложить обязанности по охране труда на другого специалиста или иное лицо (с его согласия), которое наряду с основной работой будет выполнять должностные обязанности специалиста по охране труда. Из этих норм видно, что возможность работать по должности специалиста по охране труда меньшее по сравнению с нормой количество часов находится в прямой зависимости от количества работников организации, в отношении которых специалист выполняет свои функции.
Таким образом, с учетом действующей в настоящее время редакции ст. 217 ТК РФ можно сделать вывод, что работа специалиста по охране труда на 0,5 ставки*(1) возможна, только если количество работников организации составляет 50 человек и менее.
Примеры применения такого подхода имеются и в судебной практике (смотрите, например, решение Красноглинского районного суда г. Самары от 27.01.2012, решение Красноармейского районного суда г. Волгограда от 23.07.2013 по делу N 12-201/13).
Отметим, что контролирующие органы под обязанностью работодателя ввести должность специалиста по охране труда, как правило, также понимают введение в штатное расписание организации (учреждения) штатной единицы по этой должности (смотрите, например, решение Октябрьского районного суда г. Архангельска Архангельской области от 14.06.2016 по делу N 2-3989/2016, решение Сургутского городского суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 13.01.2016 по делу N 12-50/2016).
Отметим, что существуют Межотраслевые нормативы численности работников службы охраны труда в организациях, утвержденные постановлением Минтруда России от 22.01.2001 N 10, которые регламентируют оптимальное количество работников службы с учетом характера условий труда, тяжести и опасности производственного процесса, численности работников организации и которые работодатель должен учитывать в силу части четвертой ст. 217 ТК РФ (смотрите, например, решение Октябрьского районного суда г. Иваново Ивановской области от 30.05.2014 по делу N 12-147/2014)*(2).
При этом как указано в решении Октябрьского районного суда г. Архангельска от 12.08.2013 по делу N 12-425/2013, "отсутствие денежных средств на выделение штатной единицы для специалиста по охране труда не освобождает от административной ответственности".
Учитывая сказанное, полагаем, введение должности специалиста по охране труда по совместительству на 0,5 ставки на предприятии с численностью работников более 50 человек не соответствует требованиям трудового законодательства.
Обратим внимание, что изложенная позиция по данному вопросу является нашим экспертным мнением и может не совпадать с точкой зрения иных специалистов.
По вопросу поручения специалисту по охране труда дополнительной работы в соответствии со ст. 60.2 ТК РФ отметим следующее.
В соответствии с частью первой ст. 60.2 ТК РФ с письменного согласия работника ему может быть поручено выполнение в течение установленной продолжительности рабочего дня (смены) наряду с работой, определенной трудовым договором, дополнительной работы по другой или такой же профессии (должности) за дополнительную оплату.
В части второй этой статьи перечислены виды дополнительной работы:
- совмещение профессий (должностей) - выполнение дополнительной работы по другой профессии (должности);
- расширение зон обслуживания, увеличение объема работ - выполнение дополнительной работы по такой же профессии (должности);
- исполнение обязанностей временно отсутствующего работника без освобождения от работы, определенной трудовым договором - выполнение дополнительной работы как по другой, так и по такой же профессии (должности), если обычно такую работу выполняет другой работник.
На практике все три вида дополнительной работы для простоты называют одним общим термином "совмещение". Грубой ошибкой это не является, поскольку правовое регулирование всех видов дополнительной работы одинаковое. Однако в кадровых документах следует использовать ту формулировку из ст. 60.2 ТК РФ, которая отвечает существу порученной дополнительной работы.
Выполнение закрепленного за другим сотрудником объема работы в любом случае является исполнением обязанностей временно отсутствующего работника. Если же штатная единица является вакантной, то вид дополнительной работы выбирается в зависимости от того, совпадает ли она по характеру с основной работой.
Например, если должность вакантна и поручаемая дополнительная работа осуществляется по другой должности, то имеет место совмещение должностей, а если речь идет о выполнении дополнительной работы по такой же профессии (должности), то следует говорить о расширении зон обслуживания или увеличении объема работ.
При этом в настоящее время трудовое законодательство и другие акты, содержащие нормы трудового права, не устанавливают ограничений на совмещение и другие виды дополнительной работы для каких-либо должностей и профессий. Постановление Совмина СССР от 04.12.1981 N 1145 "О порядке и условиях совмещения профессий (должностей)", которое содержало такие ограничения, постановлением Правительства РФ от 10.03.2009 N 216 признано не действующим на территории Российской Федерации. Это означает, что дополнительная работа в основное рабочее время может быть поручена работнику любой должности или профессии, будь то руководитель организации, его заместитель, главный бухгалтер, руководитель структурного подразделения, другой служащий или рабочий.
Не установлено ограничений и для отдельных категорий работников. Поэтому совмещать должности, исполнять обязанности отсутствующего, а также осуществлять расширение зон обслуживания, увеличение объема работы могут все работники, в том числе совместители и сотрудники, занятые на работах с вредными и (или) опасными условиями труда.
Максимальный объем дополнительной работы и предельное количество поручений нормативными правовыми актами не предусмотрены. С учетом ст. 60.2 и ст. 151 ТК РФ получается, что эти вопросы решаются исключительно соглашением сторон. Например, работнику при наличии его согласия может быть поручено совмещение более чем двух профессий (должностей)*(3).
Выполнение работы по другой должности возможно и на условиях совместительства. При этом совместительством признается выполнение работы по отдельному трудовому договору в свободное от основной работы время (часть первая ст. 282 ТК РФ).
Работа по совместительству может выполняться работником как по месту его основной работы (внутреннее совместительство), так и у других работодателей (внешнее совместительство) (часть первая ст. 60.1, часть третья ст. 282 ТК РФ).

Рекомендуем также дополнительно ознакомиться с материалом:
- Энциклопедия решений. Ограничения на работу по совместительству.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Воронова Елена

Ответ прошел контроль качества

22 июня 2017 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг. Для получения подробной информации об услуге обратитесь к обслуживающему Вас менеджеру.

────────────────────────────────────────────────────────────────────────
*(1) Определение такого понятия, как "ставка", трудовое законодательство не содержит. Исходя из смысла, который обычно вкладывается в этот термин, работой на полную ставку считается работа по какой-либо должности в течение нормальной продолжительности рабочего времени.
*(2) Вместе с тем встречаются и суды, не поддерживающие такой подход. Так, например, в решении Липецкого областного суда от 13.08.2015 по делу N 21-107/2015 отмечено: "Максимальный или минимальный объем ставки, в пределах которой должна быть введена эта должность, ни Трудовым кодексом РФ, ни Межотраслевыми нормативами численности работников службы охраны труда в организациях, которые носят рекомендательный характер, не ограничен. Не возложено на работодателя действующим законодательством и обязанность производить какой-либо расчет для подтверждения введенной численности службы охраны труда" (смотрите также решение Октябрьского районного суда г. Мурманска по делу N 2-3247).
*(3) Определенные ограничения могут вытекать из самого характера работы и физических способностей человека. Если будет оформлено поручение такого объема работ, который заведомо не может быть выполнен работником в течение установленной продолжительности рабочего дня (смены), в случае спора с проверяющими суд может принять во внимание фактическую невозможность такого выполнения дополнительной работы.