Оплата проезда до места отпуска

Юрий Викторович | 13.06.2017 11:02
Аватар пользователя Юрий Викторович

Оплачивается ли проезд до места отпуска лицам работающим в условиях крайнего севера и членам их семей, если они работают не в бюджетной организации?

Форум: 


Аватар пользователя Мазухина_Анна

Ага. Конкретные правила оплаты надо читать в документе, которым в этой организации они установлены.
 

Аватар пользователя Юрий Викторович

А если такие правила не установлены, чем в таком случае руководствоваться?

Аватар пользователя Мазухина_Анна

Вопрос: Работаю в АО (т.е. организации не финансируемой из федерального, областного или местного бюджета). В организации есть локальный акт, регулирующий оплату проезда к месту отдыха (с этим актом меня как работника не знакомили). После отпуска предоставил работодателю проездные документы, поскольку прямого поезда к месту отдыха нет, ехал с пересадками. На обратном пути пришлось на сутки остановиться в г. Санкт-Петербурге, поскольку время между поездами было короткое и я боялся опоздать. Сейчас работодатель отказывает мне в оплате проезда, на основании того, что в локальном акте предусмотрено, что пересадка не должна быть более 24 часов (у меня получилось 26 часов). В постановлении правительства Архангельской области от 01.12.2015 N 484-пп предусмотрено, что работник может совершить остановку в г. Санкт-Петербург независимо от её продолжительности (пункт 15). Работодатель ссылается, что это постановление применяется только к работникам бюджетной сферы. Я, в свою очередь, считаю, что такое ограничение ухудшает мои права по сравнению с работниками организаций, финансируемых из бюджета. Кто прав в данной ситуации? Правомерен ли отказ работодателя в выплате компенсации?

Ответ: Уровень гарантий работников коммерческих организаций, в т.ч. акционерных обществ, не может быть ухудшен по сравнению с положением работников федеральной бюджетной сферы. Ориентиром для установления соответствующих гарантий могут быть нормативные акты, регулирующие предоставление гарантий по компенсации проезда работникам федеральной бюджетной сферы.
Локальный акт акционерного общества, устанавливающий размер, условия и порядок компенсации работникам расходов на оплату стоимости проезда и провоза багажа к месту использования отпуска и обратно, не должен ухудшать положение работника по сравнению с порядком, установленным ст. 325 ТК РФ, Правилами компенсации расходов на оплату стоимости проезда и провоза багажа к месту использования отпуска и обратно для лиц, работающих в федеральных органах государственной власти (государственных органах) и федеральных государственных учреждениях, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, и членов их семей, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 12.06.2008 N 455, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
В Вашем случае отказ работодателя является неправомерным.
Правовое обоснование:
В силу ч. 1 ст. 8 ТК РФ работодатели, за исключением работодателей - физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, принимают локальные нормативные акты, содержащие нормы трудового права (далее - локальные нормативные акты), в пределах своей компетенции в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективными договорами, соглашениями.
В соответствии с ч. 4 ст. 8 ТК РФ нормы локальных нормативных актов, ухудшающие положение работников по сравнению с установленным трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, а также локальные нормативные акты, принятые без соблюдения установленного ст. 372 ТК РФ порядка учета мнения представительного органа работников, не подлежат применению. В таких случаях применяются трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, коллективный договор, соглашения.
Согласно ч. 2 ст. 9 ТК РФ коллективные договоры, соглашения, трудовые договоры не могут содержать условий, ограничивающих права или снижающих уровень гарантий работников по сравнению с установленными трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права. Если такие условия включены в коллективный договор, соглашение или трудовой договор, то они не подлежат применению.
Одним из основных принципов правового регулирования трудовых отношений является принцип равенства прав и возможностей работников (ст. 2 ТК РФ).
Статья 325 ТК РФ устанавливает, что лица, работающие в организациях, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, имеют право на оплату один раз в два года за счет средств работодателя стоимости проезда и провоза багажа в пределах территории Российской Федерации к месту использования отпуска и обратно. Право на компенсацию указанных расходов возникает у работника одновременно с правом на получение ежегодного оплачиваемого отпуска за первый год работы в данной организации.
Порядок компенсации расходов на оплату стоимости проезда и провоза багажа к месту использования отпуска и обратно для лиц, работающих в федеральных государственных органах, государственных внебюджетных фондах Российской Федерации, федеральных государственных учреждениях, и членов их семей устанавливается нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации.
Размер, условия и порядок компенсации расходов на оплату стоимости проезда и провоза багажа к месту использования отпуска и обратно для лиц, работающих в государственных органах субъектов Российской Федерации, территориальных фондах обязательного медицинского страхования, государственных учреждениях субъектов Российской Федерации, устанавливаются нормативными правовыми актами органов государственной власти субъектов Российской Федерации, в органах местного самоуправления, муниципальных учреждениях, - нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, у других работодателей, - коллективными договорами, локальными нормативными актами, принимаемыми с учетом мнения выборных органов первичных профсоюзных организаций, трудовыми договорами.
Постановлением Правительства Архангельской области от 01.12.2015 N 484-пп утверждены Правила компенсации расходов на оплату стоимости проезда и провоза багажа к месту использования отпуска и обратно для лиц, работающих в органах государственной власти Архангельской области, иных государственных органах Архангельской области и государственных учреждениях Архангельской области, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.
Согласно п. 15 указанных Правил при проезде к месту использования отпуска (отдыха) и обратно работник (его несовершеннолетние дети) могут совершить не более одной остановки в Москве или Санкт-Петербурге независимо от ее продолжительности, одной остановки в ином населенном пункте независимо от ее продолжительности, пересадки продолжительностью не свыше двух суток независимо от их количества и (или) вынужденные остановки независимо от их продолжительности и количества. Остановка признается вынужденной, если она вызвана документально подтвержденными обстоятельствами, не зависящими от работника (его несовершеннолетних детей) (задержки или изменение времени отправления или прибытия транспорта общего пользования, в том числе на предшествующих этапах пути, временная нетрудоспособность работника или близких родственников, забастовки, массовые беспорядки, аварии, решения органов государственной власти, иных государственных органов, органов местного самоуправления или иные чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера, другие обстоятельства непреодолимой силы).
Сроки, указанные в абзаце втором настоящего пункта, начинают исчисляться с начала суток (0 часов), следующих за сутками, в которых работник (его несовершеннолетние дети) фактически прибыл (прибыли) к месту остановки (пересадки), и исчисляются в целых сутках (24 часа).
Если при проезде к месту использования отпуска работником (его несовершеннолетними детьми - к месту отдыха) и обратно были совершены остановки (пересадки) с соблюдением требований настоящего пункта, расходы, подлежащие компенсации, суммируются.
Если при проезде к месту использования отпуска работником (его несовершеннолетними детьми - к месту отдыха) или обратно были совершены остановки (пересадки) с нарушением требований настоящего пункта, компенсация расходов осуществляется до первой остановки (пересадки), совершенной с нарушением требований настоящего пункта, и обратно. При этом компенсация расходов от первой остановки (пересадки), совершенной с нарушением требований настоящего пункта, до места жительства (места пребывания) определяется расчетным путем - в размере, равном размеру компенсации расходов от места жительства (места пребывания) до первой остановки (пересадки), совершенной с нарушением требований настоящего пункта.

Информационный портал Роструда "Онлайнинспекция.РФ", октябрь 2016 г.