Номенклатура дел и отпуска согласно ЛНА

Надежда_Л | 13.12.2016 07:57
Аватар пользователя Надежда_Л

Уважаемые коллеги!

Составляю номенклатуру дел.Вознк вопрос.С 2016 года ввели дополнительный отпуск,который не значится в трудовом законодательстве.Это отпуск согласно ПВТР и Коллективному договору. Отпуск этот оплачиваемый, предоставляется по определенным случаям.Я на него делаю также приказ,записку расчет и вношу в личную карточку.В то же время,т.к. в Перечне таких отпусков не значится, не могу определиться, каков будет срок хранения и на какую статью ссылаться.Вроде как 19 б не подразумевает расширенного толкования -перечень документов по ней ограничен.

Может кто-то подсказать как правильно поступить в этой ситуации?

Форум: 


Аватар пользователя Мазухина_Анна

Пункты 19 и 258 Приказа, 4 столбец, примечание (2) - 5 лет.

 

Аватар пользователя Надежда_Л

то есть получается,список перечисленных документов не исчерпывающий.

Спасибо!

Аватар пользователя Надежда_Л

Почему кстати, журнал учета отпусков не 695 ж?

Аватар пользователя Мазухина_Анна

Журнал учета отпусков (раз вы его ведете) - ага, 695. Еще 693-й пункт работает, если составляете такие графики.
 

Аватар пользователя Надежда_Л

693 да, но это уже будет ссылка для самого графика отпусков.

Анна, скажите, сейчас читаю журнал Кадровая служба и управление персоналом.Автор ссылаясь на закон от 22 октября 2004 г. N 125-ФЗ
"Об архивном деле в Российской Федерации" пишет,что документы по личному составу, которые возникли в организации с 2003 года подлежат хранению сроком не 75 лет, а 50 лет.В Перечне же таких ссылок я не вижу.Кроме того,автор приводит примерную номенклатуру, где  я сейчас вижу несколько расхождений с Перечнем, в частности, что в приказы на отпуска, учебные отпуск хранятся согласно статье 19 пункту б Перечня 3 года.

В связи с этим,как -то доверие мое к этой примерной номенклатуре подорвалось. Теперь не могу понять, прав ли автор?на что в итоге ссылаться? на этот закон или все -таки на Перечень.Перечень тоже редактировался в 2016 году, но ссылки на вышеуказанный закон там нет.

и вообще, почему нет соответствия в этих двух законах. .. 

Аватар пользователя Мазухина_Анна

Ну, начнем с того, что закон тут только один - "Об архивном деле". Примерный перечень утвержден приказом Минкульта и законом не является. По поводу 50 лет - есть письмо Федерального архивного агентства от 8 августа 2016 г. N 7/1742-Н:

"Вопрос: 1. В соответствии со ст. 22.1 Федерального закона от 22.10.2004 N 125-ФЗ в коммерческих организациях все документы по личному составу, созданные до 2003 года, должны хранится не менее 75 лет со дня создания, а созданные после 2003 года - не менее 50 лет. Согласно п. 3 ст. 3 Закона N 125-ФЗ документы по личному составу - это архивные документы, отражающие трудовые отношения работника с работодателем. То есть формально под данное определение подпадают практически любые документы, образующиеся в процессе ведения кадрового делопроизводства в организации. В частности, такое определение позволяет отнести к документам по личному составу в том числе приказы об отпусках, о командировках, о дисциплинарных взысканиях, графики отпусков, табели учета рабочего времени. Вместе с тем согласно Перечню типовых управленческих архивных документов, образующихся в процессе деятельности государственных органов, органов местного самоуправления и организаций, с указанием сроков хранения, утвержденному приказом Министерства культуры РФ от 25.08.2010 N 558, сроки хранения указанных документов составляют (в зависимости от документа) 1 год или 5 лет. Относятся ли перечисленные документы к документам по личному составу и каков срок их хранения?
2. Является ли документом по личному составу трудовая книжка? Каков срок ее хранения?
3. Верно ли, что для всех документов по личному составу, в отношении которых Перечень устанавливает срок хранения 75 лет, срок хранения в настоящий момент составляет 50 лет, если они созданы в коммерческой организации после 2003 года?

Ответ: Федеральное архивное агентство рассмотрело письмо и сообщает следующее. Документы по личному составу (трудовые договоры, личные дела, приказы о приеме, переводах и увольнении сотрудников, приказы об отпусках, приказы о командировках, приказы о поощрениях, приказы о дисциплинарных взысканиях, графики отпусков и др.) имеют разные сроки хранения в соответствии с Перечнем типовых управленческих архивных документов, образующихся в процессе деятельности государственных органов, органов местного самоуправления и организаций, с указанием сроков хранения, утвержденного приказом Министерства культуры Российской Федерации от 25.08.2010 г. N 558. Трудовая книжка сотрудника хранится по месту работы в организации до увольнения сотрудника, срок хранения невостребованных трудовых книжек работниками - 50 лет. Для всех документов по личному составу, в отношении которых Перечень устанавливает срок хранения - 75 лет, срок хранения в настоящий момент предполагается 50 лет с момента закрытия этих дел делопроизводством, если они созданы после 2003 года. Соответствующие изменения планируются внести в Федеральный закон "Об архивном деле в Российской Федерации" N 125-ФЗ от 22 октября 2004 года.

И.о. Руководителя                                            О.В. Наумов"
 

Аватар пользователя Мазухина_Анна

Новые сроки хранения документов по личному составу

И. Семенченко, эксперт журнала

Журнал "Российский бухгалтер", N 6, июнь 2016 г., с. 96-102.

Документы по личному составу - архивные документы, отражающие трудовые отношения работника с работодателем. Именно такое определение приведено в законе от 22 октября 2004 г. N 125-ФЗ "Об архивном деле в Российской Федерации". Федеральным законом от 2 марта 2016 г. N 43-Ф3 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об архивном деле в Российской Федерации" были установлены сроки временного хранения таких документов. В данной статье рассмотрим основные изменения, которые были внесены в этом году.

Согласно ст. 3 Федерального закона N 125-ФЗ архивный документ - это материальный носитель с зафиксированной на нем информацией, который имеет реквизиты, позволяющие его идентифицировать, и подлежит хранению в силу значимости указанных носителя и информации для граждан, общества и государства. Документы Архивного фонда РФ - архивные документы, прошедшие экспертизу ценности документов, поставленные на государственный учет и подлежащие постоянному хранению.
На основании ч. 1 ст. 17 Федерального закона N 125-ФЗ обязанность по обеспечению сохранности архивных документов, в том числе документов по личному составу, распространяется:
- на государственные органы;
- на органы местного самоуправления;
- на организации;
- на граждан, занимающихся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица.
Государственные органы, органы местного самоуправления муниципального района, городского округа и внутригородского района обязаны создавать архивы для хранения, комплектования, учета и использования образовавшихся в процессе их деятельности архивных документов (ч. 1 ст. 13 Федерального закона N 125-ФЗ).
Архив - учреждение или структурное подразделение организации, осуществляющее хранение, комплектование, учет и использование архивных документов (ГОСТ Р 7.0.8-2013 "Национальный стандарт Российской Федерации. Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Делопроизводство и архивное дело. Термины и определения", утвержденный Приказом Росстандарта от 17 октября 2013 г. N 1185-ст). Нормативно-методическим документом, определяющим деятельность архива, являются Основные правила работы архивов организаций (одобрены Решением Коллегии Росархива от 6 февраля 2002 г.).
В целях обеспечения единых принципов организации хранения, комплектования, учета и использования архивных документов государственные органы, органы местного самоуправления и организации должны руководствоваться в работе с архивными документами законодательством РФ (в том числе правилами, установленными специально уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти), законодательством субъектов РФ и муниципальными правовыми актами (ч. 5 ст. 14 Федерального закона N 125-ФЗ). К упомянутым правилам относятся, в частности, Правила организации хранения, комплектования, учета и использования документов Архивного фонда РФ и других архивных документов в органах государственной власти, органах местного самоуправления и организациях.
Сохранность архивных документов обеспечивается в течение сроков их хранения, установленных федеральными законами, иными нормативными правовыми актами РФ, а также перечнями документов, предусмотренными ч. 3 ст. 6 и ч. 1 ст. 23 Федерального закона N 125-ФЗ).
Частью 3 ст. 6 Федерального закона N 125-ФЗ предусмотрено, что перечни типовых архивных документов с указанием сроков их хранения, а также инструкцию по применению этих перечней утверждает специально уполномоченный Правительством РФ федеральный орган исполнительной власти. В настоящее время действуют:
Перечень типовых управленческих архивных документов, образующихся в процессе деятельности государственных органов, органов местного самоуправления и организаций, с указанием сроков их хранения (далее - Перечень);
Перечень типовых архивных документов, образующихся в научно-технической и производственной деятельности организаций, с указанием сроков хранения;
Перечень типовых документов, образующихся в деятельности госкомитетов, министерств, ведомств и других учреждений, организаций, предприятий, с указанием сроков хранения.
Перечень подготовлен в соответствии с Федеральным законом N 125-ФЗ с учетом положений других федеральных законов и иных нормативных правовых актов РФ, регламентирующих состав и сроки хранения отдельных видов документов. Можно предположить, что после внесения поправок в Федеральный закон N 125-ФЗ будут внесены изменения и в данный перечень.
Напомним, что кадровой документации в Перечне отведены разд. 7 "Трудовые отношения" и 8 "Кадровое обеспечение". Кроме того, некоторые кадровые документы фигурируют в иных разделах данного перечня. Например, штатное расписание, штатная расстановка, должностные инструкции указаны в п. 1.2 "Организационные основы управления" разд. 1 "Организация системы управления".
В зависимости от значимости документов возможны:
- постоянное хранение документов Архивного фонда РФ;
- временное хранение архивных документов;
- временное хранение документов Архивного фонда РФ.
Постоянное хранение документов Архивного фонда РФ предполагает хранение таких документов без определения срока (бессрочное хранение) (п. 12 ст. 3 Федерального закона N 125-ФЗ).
Временное хранение архивных документов осуществляется до их уничтожения в течение сроков, предусмотренных нормативными правовыми актами (п. 13 ст. 3 Федерального закона N 125-ФЗ).
Что касается временного хранения документов Архивного фонда РФ, в соответствии с п. 14 ст. 3 Федерального закона N 125-ФЗ это хранение данной категории документов до их передачи на постоянное хранение. Порядок такой передачи установлен ст. 21 Федерального закона N 125-ФЗ.
По правилам ч. 1 ст. 21 Федерального закона N 125-ФЗ документы Архивного фонда РФ, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, по истечении сроков их временного хранения в государственных органах, органах местного самоуправления либо государственных и муниципальных организациях передаются на постоянное хранение в соответствующие государственные и муниципальные архивы.
Правильно организовать хранение документов во время делопроизводства, а также при их подготовке к архивному хранению поможет номенклатура дел. Номенклатура дел представляет собой систематизированный перечень наименований дел, заводимых в делопроизводстве организации, с указанием сроков их хранения по установленной форме (п. 3.4.1 Основных правил работы архивов организаций). Форма номенклатуры дел приведена в приложении 7 к правилам.
Номенклатура дел используется при проведении экспертизы ценности документов, а также для определения сроков хранения дел, содержащих документы временного хранения (п. 2.3.3 Основных правил работы архивов организаций).
В силу п. 3.4.3 Основных правил работы архивов организаций номенклатура дел является основой для составления описей дел постоянного и временного (свыше 10 лет) хранения и основным учетным документом в делопроизводстве, а в архиве организации используется для учета дел временного (до 10 лет включительно) хранения. Закрепленная в номенклатуре схема систематизации дел может быть использована при разработке схемы картотеки на исполненные документы.
Сроки временного хранения документов Архивного фонда РФ до их передачи на постоянное хранение установлены в ст. 22 Федерального закона N 125-ФЗ. До внесения изменений в пп. "б" п. 4 данной статьи для документов по личному составу был предусмотрен срок временного хранения до их поступления в государственные и муниципальные архивы - 75 лет. Однако согласно поправкам, внесенным Федеральным законом N 43-ФЗ, данная норма из текста пп. "б" п. 4 ст. 22 Федерального закона N 125-ФЗ была исключена. Теперь срокам временного хранения документов по личному составу посвящена отдельная статья - ст. 22.1.
Отметим, что Федеральным законом N 43ФЗ предусмотрено снижение срока хранения документов по личному составу с 75 до 50 лет.
Правда, такое новшество не распространяется на документы по личному составу:
- созданные до 2003 г.;
- образовавшиеся в связи с прохождением гражданами государственной службы, не являющейся государственной гражданской службой.
Итак, в зависимости от даты создания документы хранятся:

Г——————————————————————T—————————————————————————T————————————————————————¬
| Документы по личному | До 2003 г. (п. 1-3 ч. 1 | С 2003 г. (п. 1-3 ч. 2 |
|  составу, созданные  |  ст. 22.1 Федерального  | ст. 22.1 Федерального  |
|                      |    закона N 125-ФЗ)     |    закона N 125-ФЗ)    |
+——————————————————————+—————————————————————————+————————————————————————+
|В государственных     |В течение 75 лет со дня  |В течение 50 лет со дня |
|органах, органах      |создания с проведением   |создания с проведением  |
|местного              |экспертизы ценности      |экспертизы ценности     |
|самоуправления и      |документов после         |документов после        |
|организациях,         |истечения указанного     |истечения указанного    |
|выступающих           |срока хранения           |срока хранения          |
|источниками           |                         |                        |
|комплектования        |                         |                        |
|государственных и     |                         |                        |
|муниципальных архивов |                         |                        |
|архивными документами |                         |                        |
+——————————————————————+—————————————————————————+————————————————————————+
|В государственных и   |С даты поступления и до  |С даты поступления и до |
|муниципальных архивах,|истечения 75 лет со дня  |истечения 50 лет со дня |
|в которые поступают   |создания с проведением   |создания с проведением  |
|документы по личному  |экспертизы ценности      |экспертизы ценности     |
|составу               |документов               |документов после        |
|ликвидированных       |                         |                        |
|государственных       |                         |                        |
|органов,              |                         |                        |
+——————————————————————+—————————————————————————+————————————————————————+
|органов местного      |после истечения          |истечения указанного    |
|самоуправления,       |указанного срока хранения|срока хранения          |
|государственных,      |                         |                        |
|муниципальных и       |                         |                        |
|негосударственных     |                         |                        |
|организаций           |                         |                        |
+——————————————————————+—————————————————————————+————————————————————————+
|В иных организациях   |Не менее 75 лет со дня   |Не менее 50 лет со дня  |
|                      |создания                 |создания                |
+——————————————————————+—————————————————————————+————————————————————————+

На основании ч. 3 ст. 22.1 Федерального закона N 125-ФЗ документы по личному составу, образовавшиеся в связи с прохождением гражданами государственной службы, не являющейся государственной гражданской службой, хранятся:
- в государственных органах, в которых граждане проходили государственную службу, не являющуюся государственной гражданской службой, - в течение 75 лет после прекращения государственной службы с проведением экспертизы ценности документов после истечения указанного срока хранения;
- в государственных архивах, в которые поступают документы по личному составу ликвидированных государственных органов, названных в п. 1 ч. 3, - с даты поступления и до истечения 75 лет с даты прекращения государственной службы с проведением экспертизы ценности документов после истечения обозначенного срока хранения. Документация постоянного и долговременного хранения, завершенная делопроизводством, должна передаваться для хранения в архив учреждения.
В силу п. 3.7.2 Основных правил работы архивов организаций в учреждении в каждом структурном подразделении ежегодно должны составляться описи под непосредственным методическим руководством архива. По этим описям документы передаются в архив. Описи, сформированные структурными подразделениями, служат основой для подготовки сводной описи дел учреждения, которую готовит архив и по которой он сдает дела на постоянное хранение.
Архивная опись - это архивный справочник, содержащий систематизированный перечень единиц хранения архивного фонда, коллекции и предназначенный для их учета и раскрытия содержания (п. 3.7.1 Основных правил работы архивов организаций). Описи составляются отдельно:
- на дела постоянного хранения;
- на дела временного (свыше 10 лет) хранения;
- на дела по личному составу;
- на дела, состоящие из документов, характерных только для данного учреждения (судебные, следственные дела, научные отчеты по темам и т.п.).
Описи дел структурных подразделений составляются по установленной форме (приложение 12 к Основным правилам работы архивов организаций) в трех экземплярах и представляются в архив учреждения через год после завершения дел в делопроизводстве.
Передача документации в архив осуществляется по графику, составленному архивом, согласованному с руководителями структурных подразделений, передающих документы в архив, и утвержденному руководителем учреждения.
Документацию временного хранения (до 10 лет) на хранение в архив учреждения передавать не следует. Пунктом 3.3.2 Основных правил работы архивов организаций предусмотрено, что такая документация хранится в подразделениях и по истечении сроков хранения подлежит уничтожению.
Комплектование архива учреждения осуществляется за счет документации, отобранной экспертной комиссией.
Постоянно действующая в учреждении экспертная комиссия на основании критериев ценности документов осуществляет их отбор на хранение в архиве учреждения (проводит экспертизу их ценности). Архив проводит экспертизу ценности документов при отборе их на постоянное хранение под методическим руководством соответствующего государственного или муниципального архива (п. 2.3.4 Основных правил работы архивов организаций).
Акты о выделении дел к уничтожению оформляются после составления архивных описей дел постоянного и временного сроков хранения. Описи дел и акты должны рассматриваться экспертной комиссией в едином комплексе и утверждаться руководителем учреждения (п. 3.7.24 Основных правил работы архивов организаций).
После утверждения описей учреждения разрешается уничтожение дел с временными сроками хранения за период времени, соответствующий утвержденным описям.
Уничтожение дел оформляется актом о выделении к уничтожению дел, не подлежащих хранению, утверждаемым руководителем учреждения. Форма акта приведена в приложении 4 к Основным правилам работы архивов организаций.
Отобранные к уничтожению и включенные в акты дела передаются на уничтожение в установленном порядке. Использование этих документов для хозяйственных нужд запрещено.
Согласно п. 2.4.7 Основных правил работы архивов организаций дела, подлежащие уничтожению, передаются на переработку (утилизацию). Передача оформляется приемо-сдаточной накладной, в которой указываются дата передачи, количество сдаваемых дел и вес бумажной макулатуры. Погрузка и вывоз на утилизацию должны осуществляться под контролем сотрудника, ответственного за обеспечение сохранности документов архива.
В соответствии с ч. 2 ст. 23 Федерального закона N 125-ФЗ учреждения должны обеспечивать отбор, подготовку и передачу документов в государственные или муниципальные архивы согласно правилам, установленным специальным уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти.
Итак, документы учреждения, относящиеся к документам Архивного фонда РФ, должны быть своевременно сданы в государственные или муниципальные архивы. Названные документы принимаются от учреждений государственным и муниципальным архивами, организацией Российской академии наук в соответствии с планом-графиком, который утверждается руководством архива по согласованию с учреждением (п. 4.4.1 Правил). Внеплановый прием документов Архивного фонда РФ, а также архивных документов, сроки временного хранения которых не истекли, осуществляется при ликвидации учреждения или в случае угрозы сохранности архивных документов.
Архивные документы принимаются в государственный и муниципальный архивы, организацию Российской академии наук в упорядоченном состоянии с соответствующим научно-справочным аппаратом и страховыми копиями на особо ценные и уникальные документы.
Работы, связанные с отбором, подготовкой и передачей архивных документов на постоянное хранение, в том числе с их упорядочением и транспортировкой, выполняются за счет средств учреждения, передающего указанные документы.
Документы Архивного фонда РФ должны быть приняты в государственный и муниципальный архивы, организацию Российской академии наук по утвержденным экспертно-проверочной комиссией (ЭПК) описям дел, документов, документы по личному составу - по согласованным ЭПК описям дел, документов, архивные документы с неистекшими сроками временного хранения - по сдаточным описям.
Прием архивных документов оформляется актом приема-передачи документов на хранение, составляемым в двух экземплярах. Один экземпляр остается в архиве, другой - в учреждении. Вместе с архивными документами в архив передаются три экземпляра описи дел, документов. Дальнейшее хранение документов Архивного фонда РФ осуществляется государственными или муниципальными архивами.
В заключение отметим, что на основании ст. 27 Федерального закона N 125-ФЗ за нарушение законодательства об архивном деле в РФ, в том числе за уничтожение документов в нарушение установленных Перечнем сроков хранения документов, юридические лица, а также должностные лица и граждане несут гражданско-правовую, административную и уголовную ответственность, предусмотренную законодательством РФ.
Так, согласно ст. 13.20 КоАП РФ нарушение правил хранения, комплектования, учета или использования архивных документов влечет предупреждение или наложение административного штрафа:
- на граждан - в размере от 100 до 300 руб.;
- на должностных лиц - от 300 до 500 руб.

Новые сроки хранения документов по личному составу

И. Семенченко,
эксперт журнала

Журнал "Российский бухгалтер", N 6, июнь 2016 г., с. 96-102.

Документы по личному составу - архивные документы, отражающие трудовые отношения работника с работодателем. Именно такое определение приведено в законе от 22 октября 2004 г. N 125-ФЗ "Об архивном деле в Российской Федерации". Федеральным законом от 2 марта 2016 г. N 43-Ф3 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об архивном деле в Российской Федерации" были установлены сроки временного хранения таких документов. В данной статье рассмотрим основные изменения, которые были внесены в этом году.

Согласно ст. 3 Федерального закона N 125-ФЗ архивный документ - это материальный носитель с зафиксированной на нем информацией, который имеет реквизиты, позволяющие его идентифицировать, и подлежит хранению в силу значимости указанных носителя и информации для граждан, общества и государства. Документы Архивного фонда РФ - архивные документы, прошедшие экспертизу ценности документов, поставленные на государственный учет и подлежащие постоянному хранению.
На основании ч. 1 ст. 17 Федерального закона N 125-ФЗ обязанность по обеспечению сохранности архивных документов, в том числе документов по личному составу, распространяется:
- на государственные органы;
- на органы местного самоуправления;
- на организации;
- на граждан, занимающихся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица.
Государственные органы, органы местного самоуправления муниципального района, городского округа и внутригородского района обязаны создавать архивы для хранения, комплектования, учета и использования образовавшихся в процессе их деятельности архивных документов (ч. 1 ст. 13 Федерального закона N 125-ФЗ).
Архив - учреждение или структурное подразделение организации, осуществляющее хранение, комплектование, учет и использование архивных документов (ГОСТ Р 7.0.8-2013 "Национальный стандарт Российской Федерации. Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Делопроизводство и архивное дело. Термины и определения", утвержденный Приказом Росстандарта от 17 октября 2013 г. N 1185-ст). Нормативно-методическим документом, определяющим деятельность архива, являются Основные правила работы архивов организаций (одобрены Решением Коллегии Росархива от 6 февраля 2002 г.).
В целях обеспечения единых принципов организации хранения, комплектования, учета и использования архивных документов государственные органы, органы местного самоуправления и организации должны руководствоваться в работе с архивными документами законодательством РФ (в том числе правилами, установленными специально уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти), законодательством субъектов РФ и муниципальными правовыми актами (ч. 5 ст. 14 Федерального закона N 125-ФЗ). К упомянутым правилам относятся, в частности, Правила организации хранения, комплектования, учета и использования документов Архивного фонда РФ и других архивных документов в органах государственной власти, органах местного самоуправления и организациях.
Сохранность архивных документов обеспечивается в течение сроков их хранения, установленных федеральными законами, иными нормативными правовыми актами РФ, а также перечнями документов, предусмотренными ч. 3 ст. 6 и ч. 1 ст. 23 Федерального закона N 125-ФЗ).
Частью 3 ст. 6 Федерального закона N 125-ФЗ предусмотрено, что перечни типовых архивных документов с указанием сроков их хранения, а также инструкцию по применению этих перечней утверждает специально уполномоченный Правительством РФ федеральный орган исполнительной власти. В настоящее время действуют:
Перечень типовых управленческих архивных документов, образующихся в процессе деятельности государственных органов, органов местного самоуправления и организаций, с указанием сроков их хранения (далее - Перечень);
Перечень типовых архивных документов, образующихся в научно-технической и производственной деятельности организаций, с указанием сроков хранения;
Перечень типовых документов, образующихся в деятельности госкомитетов, министерств, ведомств и других учреждений, организаций, предприятий, с указанием сроков хранения.
Перечень подготовлен в соответствии с Федеральным законом N 125-ФЗ с учетом положений других федеральных законов и иных нормативных правовых актов РФ, регламентирующих состав и сроки хранения отдельных видов документов. Можно предположить, что после внесения поправок в Федеральный закон N 125-ФЗ будут внесены изменения и в данный перечень.
Напомним, что кадровой документации в Перечне отведены разд. 7 "Трудовые отношения" и 8 "Кадровое обеспечение". Кроме того, некоторые кадровые документы фигурируют в иных разделах данного перечня. Например, штатное расписание, штатная расстановка, должностные инструкции указаны в п. 1.2 "Организационные основы управления" разд. 1 "Организация системы управления".
В зависимости от значимости документов возможны:
- постоянное хранение документов Архивного фонда РФ;
- временное хранение архивных документов;
- временное хранение документов Архивного фонда РФ.
Постоянное хранение документов Архивного фонда РФ предполагает хранение таких документов без определения срока (бессрочное хранение) (п. 12 ст. 3 Федерального закона N 125-ФЗ).
Временное хранение архивных документов осуществляется до их уничтожения в течение сроков, предусмотренных нормативными правовыми актами (п. 13 ст. 3 Федерального закона N 125-ФЗ).
Что касается временного хранения документов Архивного фонда РФ, в соответствии с п. 14 ст. 3 Федерального закона N 125-ФЗ это хранение данной категории документов до их передачи на постоянное хранение. Порядок такой передачи установлен ст. 21 Федерального закона N 125-ФЗ.
По правилам ч. 1 ст. 21 Федерального закона N 125-ФЗ документы Архивного фонда РФ, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, по истечении сроков их временного хранения в государственных органах, органах местного самоуправления либо государственных и муниципальных организациях передаются на постоянное хранение в соответствующие государственные и муниципальные архивы.
Правильно организовать хранение документов во время делопроизводства, а также при их подготовке к архивному хранению поможет номенклатура дел. Номенклатура дел представляет собой систематизированный перечень наименований дел, заводимых в делопроизводстве организации, с указанием сроков их хранения по установленной форме (п. 3.4.1 Основных правил работы архивов организаций). Форма номенклатуры дел приведена в приложении 7 к правилам.
Номенклатура дел используется при проведении экспертизы ценности документов, а также для определения сроков хранения дел, содержащих документы временного хранения (п. 2.3.3 Основных правил работы архивов организаций).
В силу п. 3.4.3 Основных правил работы архивов организаций номенклатура дел является основой для составления описей дел постоянного и временного (свыше 10 лет) хранения и основным учетным документом в делопроизводстве, а в архиве организации используется для учета дел временного (до 10 лет включительно) хранения. Закрепленная в номенклатуре схема систематизации дел может быть использована при разработке схемы картотеки на исполненные документы.
Сроки временного хранения документов Архивного фонда РФ до их передачи на постоянное хранение установлены в ст. 22 Федерального закона N 125-ФЗ. До внесения изменений в пп. "б" п. 4 данной статьи для документов по личному составу был предусмотрен срок временного хранения до их поступления в государственные и муниципальные архивы - 75 лет. Однако согласно поправкам, внесенным Федеральным законом N 43-ФЗ, данная норма из текста пп. "б" п. 4 ст. 22 Федерального закона N 125-ФЗ была исключена. Теперь срокам временного хранения документов по личному составу посвящена отдельная статья - ст. 22.1.
Отметим, что Федеральным законом N 43ФЗ предусмотрено снижение срока хранения документов по личному составу с 75 до 50 лет.
Правда, такое новшество не распространяется на документы по личному составу:
- созданные до 2003 г.;
- образовавшиеся в связи с прохождением гражданами государственной службы, не являющейся государственной гражданской службой.
Итак, в зависимости от даты создания документы хранятся:

Г——————————————————————T—————————————————————————T————————————————————————¬
| Документы по личному | До 2003 г. (п. 1-3 ч. 1 | С 2003 г. (п. 1-3 ч. 2 |
| составу, созданные | ст. 22.1 Федерального | ст. 22.1 Федерального |
| | закона N 125-ФЗ) | закона N 125-ФЗ) |
+——————————————————————+—————————————————————————+————————————————————————+
|В государственных |В течение 75 лет со дня |В течение 50 лет со дня |
|органах, органах |создания с проведением |создания с проведением |
|местного |экспертизы ценности |экспертизы ценности |
|самоуправления и |документов после |документов после |
|организациях, |истечения указанного |истечения указанного |
|выступающих |срока хранения |срока хранения |
|источниками | | |
|комплектования | | |
|государственных и | | |
|муниципальных архивов | | |
|архивными документами | | |
+——————————————————————+—————————————————————————+————————————————————————+
|В государственных и |С даты поступления и до |С даты поступления и до |
|муниципальных архивах,|истечения 75 лет со дня |истечения 50 лет со дня |
|в которые поступают |создания с проведением |создания с проведением |
|документы по личному |экспертизы ценности |экспертизы ценности |
|составу |документов |документов после |
|ликвидированных | | |
|государственных | | |
|органов, | | |
+——————————————————————+—————————————————————————+————————————————————————+
|органов местного |после истечения |истечения указанного |
|самоуправления, |указанного срока хранения|срока хранения |
|государственных, | | |
|муниципальных и | | |
|негосударственных | | |
|организаций | | |
+——————————————————————+—————————————————————————+————————————————————————+
|В иных организациях |Не менее 75 лет со дня |Не менее 50 лет со дня |
| |создания |создания |
+——————————————————————+—————————————————————————+————————————————————————+

На основании ч. 3 ст. 22.1 Федерального закона N 125-ФЗ документы по личному составу, образовавшиеся в связи с прохождением гражданами государственной службы, не являющейся государственной гражданской службой, хранятся:
- в государственных органах, в которых граждане проходили государственную службу, не являющуюся государственной гражданской службой, - в течение 75 лет после прекращения государственной службы с проведением экспертизы ценности документов после истечения указанного срока хранения;
- в государственных архивах, в которые поступают документы по личному составу ликвидированных государственных органов, названных в п. 1 ч. 3, - с даты поступления и до истечения 75 лет с даты прекращения государственной службы с проведением экспертизы ценности документов после истечения обозначенного срока хранения. Документация постоянного и долговременного хранения, завершенная делопроизводством, должна передаваться для хранения в архив учреждения.
В силу п. 3.7.2 Основных правил работы архивов организаций в учреждении в каждом структурном подразделении ежегодно должны составляться описи под непосредственным методическим руководством архива. По этим описям документы передаются в архив. Описи, сформированные структурными подразделениями, служат основой для подготовки сводной описи дел учреждения, которую готовит архив и по которой он сдает дела на постоянное хранение.
Архивная опись - это архивный справочник, содержащий систематизированный перечень единиц хранения архивного фонда, коллекции и предназначенный для их учета и раскрытия содержания (п. 3.7.1 Основных правил работы архивов организаций). Описи составляются отдельно:
- на дела постоянного хранения;
- на дела временного (свыше 10 лет) хранения;
- на дела по личному составу;
- на дела, состоящие из документов, характерных только для данного учреждения (судебные, следственные дела, научные отчеты по темам и т.п.).
Описи дел структурных подразделений составляются по установленной форме (приложение 12 к Основным правилам работы архивов организаций) в трех экземплярах и представляются в архив учреждения через год после завершения дел в делопроизводстве.
Передача документации в архив осуществляется по графику, составленному архивом, согласованному с руководителями структурных подразделений, передающих документы в архив, и утвержденному руководителем учреждения.
Документацию временного хранения (до 10 лет) на хранение в архив учреждения передавать не следует. Пунктом 3.3.2 Основных правил работы архивов организаций предусмотрено, что такая документация хранится в подразделениях и по истечении сроков хранения подлежит уничтожению.
Комплектование архива учреждения осуществляется за счет документации, отобранной экспертной комиссией.
Постоянно действующая в учреждении экспертная комиссия на основании критериев ценности документов осуществляет их отбор на хранение в архиве учреждения (проводит экспертизу их ценности). Архив проводит экспертизу ценности документов при отборе их на постоянное хранение под методическим руководством соответствующего государственного или муниципального архива (п. 2.3.4 Основных правил работы архивов организаций).
Акты о выделении дел к уничтожению оформляются после составления архивных описей дел постоянного и временного сроков хранения. Описи дел и акты должны рассматриваться экспертной комиссией в едином комплексе и утверждаться руководителем учреждения (п. 3.7.24 Основных правил работы архивов организаций).
После утверждения описей учреждения разрешается уничтожение дел с временными сроками хранения за период времени, соответствующий утвержденным описям.
Уничтожение дел оформляется актом о выделении к уничтожению дел, не подлежащих хранению, утверждаемым руководителем учреждения. Форма акта приведена в приложении 4 к Основным правилам работы архивов организаций.
Отобранные к уничтожению и включенные в акты дела передаются на уничтожение в установленном порядке. Использование этих документов для хозяйственных нужд запрещено.
Согласно п. 2.4.7 Основных правил работы архивов организаций дела, подлежащие уничтожению, передаются на переработку (утилизацию). Передача оформляется приемо-сдаточной накладной, в которой указываются дата передачи, количество сдаваемых дел и вес бумажной макулатуры. Погрузка и вывоз на утилизацию должны осуществляться под контролем сотрудника, ответственного за обеспечение сохранности документов архива.
В соответствии с ч. 2 ст. 23 Федерального закона N 125-ФЗ учреждения должны обеспечивать отбор, подготовку и передачу документов в государственные или муниципальные архивы согласно правилам, установленным специальным уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти.
Итак, документы учреждения, относящиеся к документам Архивного фонда РФ, должны быть своевременно сданы в государственные или муниципальные архивы. Названные документы принимаются от учреждений государственным и муниципальным архивами, организацией Российской академии наук в соответствии с планом-графиком, который утверждается руководством архива по согласованию с учреждением (п. 4.4.1 Правил). Внеплановый прием документов Архивного фонда РФ, а также архивных документов, сроки временного хранения которых не истекли, осуществляется при ликвидации учреждения или в случае угрозы сохранности архивных документов.
Архивные документы принимаются в государственный и муниципальный архивы, организацию Российской академии наук в упорядоченном состоянии с соответствующим научно-справочным аппаратом и страховыми копиями на особо ценные и уникальные документы.
Работы, связанные с отбором, подготовкой и передачей архивных документов на постоянное хранение, в том числе с их упорядочением и транспортировкой, выполняются за счет средств учреждения, передающего указанные документы.
Документы Архивного фонда РФ должны быть приняты в государственный и муниципальный архивы, организацию Российской академии наук по утвержденным экспертно-проверочной комиссией (ЭПК) описям дел, документов, документы по личному составу - по согласованным ЭПК описям дел, документов, архивные документы с неистекшими сроками временного хранения - по сдаточным описям.
Прием архивных документов оформляется актом приема-передачи документов на хранение, составляемым в двух экземплярах. Один экземпляр остается в архиве, другой - в учреждении. Вместе с архивными документами в архив передаются три экземпляра описи дел, документов. Дальнейшее хранение документов Архивного фонда РФ осуществляется государственными или муниципальными архивами.
В заключение отметим, что на основании ст. 27 Федерального закона N 125-ФЗ за нарушение законодательства об архивном деле в РФ, в том числе за уничтожение документов в нарушение установленных Перечнем сроков хранения документов, юридические лица, а также должностные лица и граждане несут гражданско-правовую, административную и уголовную ответственность, предусмотренную законодательством РФ.
Так, согласно ст. 13.20 КоАП РФ нарушение правил хранения, комплектования, учета или использования архивных документов влечет предупреждение или наложение административного штрафа:
- на граждан - в размере от 100 до 300 руб.;
- на должностных лиц - от 300 до 500 руб.
 

Аватар пользователя Надежда_Л

Все ясно.Спасибо.