Я прочла сотни сопроводительных писем, и вот что вызывает у меня мгновенное отторжение

Опытный специалист по подбору персонала объясняет, в чем состоит разница между плохими и хорошими сопроводительными письмами.

За годы работы я прочла немало сопроводительных писем. Будучи координатором программы по выдаче стипендий и грантов, я заполняла до 60 позиций в год. Я видела все - и хорошее, и плохое. Кое-что я помню до сих пор.

Друзья, которые ищут работу, часто обращаются ко мне за советом и просят меня прочесть их заявки. На основании опыта, я могу сказать, в какую стопку попадет то или иное резюме ("да" или "нет"), то есть какие фразы привлекут, а какие отпугнут представителя компании.

Разумеется, я не знаю, кто будет читать ваш текст, и не могу залезть к нему в голову. Я лишь могу поделиться советами, которые я даю всем, кто ко мне обращается.

1. Основы

Прежде всего, я просматриваю письмо целиком на предмет явного брака - опечаток, безликих обращений и формулировок, по которым можно судить, что человек понятия не имеет, куда он пишет. Звучит жестоко, однако в моих глазах все это выглядит как прямое заявление: "Я не хотел тратить на вас время, потому что мне не очень хочется у вас работать". Поэтому я отбрасываю подобные заявки.

После этого я пытаюсь определить тон повествования. Даже если вы подаете заявку в компанию мечты, не стоит вести себя так, будто вам предложили стакан воды после долгого и утомительного похода. Вы не должны быть "премного благодарны" за то, что кто-то прочел ваше резюме. В конце концов, это его работа. Если вы считаете, что этот человек оказал вам большую услугу, он, в свою очередь, сочтет, что вы отчаялись.

Опустите лишние благодарности и продемонстрируйте искренний интерес, отыскав соответствие между тем, что вы умеете, и тем, что нужно компании. Расскажите, чего вы успели добиться и какую пользу это может принести потенциальному работодателю. Не тратьте слова впустую.

2. С чего начать?

Если ваше письмо начинается с фразы "Я претендую на такую-то должность в такой-то компании", я ни в коем случае это не одобрю. Когда представитель компании читает эти строки, он наверняка думает: "Спасибо, что напомнили, а то я и забыл, что это такое". Он начинает скучать и открывает следующее письмо.

Примеры для сравнения:

"Я хотел учить детей с тех самых пор, когда моя первая учительница миссис Дорчестер помогла мне познать радость чтения".

"Моя политика управления проста: я хочу быть тем, с кем хочется работать".

"За три года работы в (название компании) я увеличил объем ежеквартальных продаж на Х%".

Видите? Правда, вам хочется узнать, что написано дальше? Авторы этих строк почти победили. Им удалось произвести впечатление и выгодно выделиться на фоне конкурентов.

Выберите для себя отправную точку. Это может быть пункт в описании вакансии, который привлек вас больше всего. Откройте новый документ и в течение 10 минут записывайте все, что придет вам в голову. Некоторые предложения покажутся вам неловкими, но их вовсе необязательно кому-то показывать! Выберите то, что звучит лучше всего и представьте, что с него начинается ваше сопроводительное письмо.

3. Примеры

Как правило, когда знакомые присылают мне резюме и сопроводительные письма, я не могу ознакомиться с описанием вакансии. И все же, когда я вижу фразы вроде "Я умею то-то и то-то, а значит, мне место там-то" или "Вам нужен тот, кто умеет то-то? Это я!", у меня возникает стойкое желание все переписать. Потому что они не так хороши, как кажется.

Поверьте, едва ли не каждое письмо начинается именно так!

Вы должны не просто рассказать о своих навыках, вы должны убедить работодателя, что вы подходите ему больше, чем все остальные кандидаты. Для этого необходимо описать свои отличительные черты, чтобы представитель компании захотел узнать вас получше. И снова, вы должны запомниться!

- Придумайте уникальное вступление и попытайтесь добавить индивидуальности в примеры. Разумеется, список навыков по-прежнему необходим, однако он может включать в себя аргументы в виде конкретных случаев из практики.

Вот выдержка из сопроводительного письма, которое я однажды написала:

"Если я готовлюсь к собранию, а аппаратура для показа презентации не работает, я не буду сидеть и ждать сотрудника из техподдержки. Я (изящно!) заберусь под стол и собственноручно проверю, все ли провода подключены".

Подобные строки не только разбавят официальный тон, но и подчеркнут ваши личные качества. Я пыталась подчеркнуть свое умение решать проблемы, избегая этой самой (весьма банальной) формулировки. Примечание в скобках (изящно!) указывает на то, что я не воспринимаю себя слишком серьезно, даже когда пытаюсь найти себе работу. Одним словом, пересмотрите свой текст и найдите места, в которые можно было бы ввернуть фразы, подчеркивающие вашу индивидуальность.

Ваше сопроводительное письмо должно выделяться на фоне аналогичных писем любой ценой, поэтому перед тем, как нажать кнопку "Отправить", убедитесь, что вы сделали для этого все возможное.

fastcompany.com, перевод: Айрапетова Ольга

 

Рубрика: 
Ключевые слова: 
Аватар пользователя Журнал HR-Portal