Один вопрос, который должен звучать на каждом собеседовании

Лучшие собеседования напоминают диалог, но, если вопросы, которые вы задаете, плохо связаны между собой, диалог оставляет желать лучшего. Это касается любых, даже самых хороших вариантов.

Если же вы будете задавать банальные и заученные вопросы, кандидату покажется, что вы его допрашиваете... А допросы, как известно, до добра не доводят.

Вместо этого попробуйте задать один интригующий вопрос, который послужит толчком к дальнейшей беседе.

Партнер Influencer и Inc. Лу Адлер предлагает следующий вариант: "Какой проект вы считаете самым важным в своей карьере?" Великолепная идея, но у меня есть вопрос получше. Он будет близок любому владельцу малого бизнеса.

"Какое из ваших качеств принесет нам максимальную прибыль?"

Задав этот вопрос, вы сразу же узнаете, насколько кандидат осведомлен о вашей деятельности, ведь ему сложно будет определить, что влияет на прибыль, если он не понимает, какие у вас цели, ценности и так далее. Что еще более важно, вы осознаете ценность, которую представляет для вас новый сотрудник, поймете, в чем его сила и соответствует ли она вашим потребностям.

Так что задайте этот вопрос, а потом... просто побеседуйте. Послушайте, что вам скажут, и думайте об услышанном, а не о следующем вопросе, который вам нужно задать (у вас ведь нет следующего вопроса).

Потом задайте вопрос, который вы задали бы кандидату, встретившись с ним... скажем, в аэропорту.

Я знаю, что вы думаете! "Такой подход может сработать для вакансий в сфере продаж или производства - то есть там, где люди имеют реальное отношение к прибыли. А как насчет вспомогательных должностей?

Но ведь вспомогательные должности тоже влияют на прибыль! В точности так же, как и разнообразие коллектива, степень вовлеченности в рабочий процесс, польза для общества... Счастливые люди работают продуктивнее и реже покидают свои места.

Так что если вы ищете сотрудника на вспомогательную должность, это не проблема. Скажем, вам нужен специалист в отдел персонала. Вот как мог бы выглядеть ваш диалог.

Вы: "Какое из ваших качеств принесет нам максимальную прибыль?"

Кандидат: "Я умею обеспечивать соответствие документации правовым нормам". И это неплохой ответ, потому что обилие исков однозначно оставит вас без гроша в кармане.

Но когда речь идет о работе с персоналом, умение обеспечивать соответствие документации правовым нормам воспринимается как данность. Это все равно что сказать "Я каждый день прихожу на работу". Крис Рок сказал бы, что "это ваша обязанность, тут нечем гордиться".

А еще ответ неплох, если кроме исков вы не о чем не переживаете. Хотя я сомневаюсь, что это так. Каждая вспомогательная функция может оказывать прямое влияние на производительность и объем продаж. Так что каждый сотрудник, занимающий вспомогательную должность, должен знать, каким образом его работа влияет на прибыль.

Поэтому умный кандидат скажет: "Я умею взаимодействовать с главами отделов и выяснять, какие навыки и таланты им нужны. Это помогает мне находить исключительно хороших кандидатов".

Вот этот ответ звучит убедительно. Очевидно, что человек воспринимает свою работу нешаблонно и осознает свою значимость для бизнеса. И все же, слова в наши дни ничего не значат. Как узнать, что за ними кроется?

Скажите: "Любопытно. А не могли бы вы привести примеры?" Вполне естественное продолжение диалога, правда?

Кандидат может ответить: "Однажды глава отдела попросил меня найти ему менеджера технических проектов и дал мне список характеристик, которыми должен обладать подходящий кандидат. В числе прочего, в списке были указаны такие пунты, как "степень инженера из Стэнфорда или MIT" и "десятилетний стаж управления проектами". Я спросил, чем именно будет заниматься искомый сотрудник, и выяснил, что ему придется разрабатывать и выпускать успешные продукты. То есть нам был нужен человек с опытом выведения продукции на рынок. А где он учился и как провел предыдущие 10 лет своей жизни - это было, по большему счету, неважно".

И это тоже хороший ответ. Следующий вопрос напрашивается сам собой: "А разве не проще давать людям то, о чем они просят? Ведь если они просят что-то не то, это их проблемы".

Не исключено, что у кандидата будет ответ и на этот вопрос. Может, он скажет, что поиски идеального кандидата касаются всех. А может, он скажет, что ему важно, чтобы люди чувствовали себя комфортно, а для этого следует обеспечивать их тем, что им действительно нужно.

И тогда вы зададите следующий вопрос: "А что если руководитель подумает, будто вы пытаетесь навязать ему свою точку зрения? С вами такое случалось?" И эта фраза тоже прозвучит вполне естественно.

И диалог продолжится.

Попробуйте! Прежде всего, подумайте, какие навыки и личные качества вам нужны. Руководствуйтесь особенностями работы, которую придется выполнять вашему потенциальному сотруднику. В конце концов, наименования должностей ничего не значат. Как говорит со-основатель HubSpot Дхармеш Шах, "вам нужен тот, кто будет делать дело".

А потом сформулируйте один-единственный вопрос, который станет основой для беседы. Можете использовать мой вариант или придумать свой.

  • Если вам нужен специалист по продажам, вопрос может звучать так: "Опишите одно свое качество, которое помогает вам завоевывать крупных клиентов".
  • Если вам нужен производственный директор, спросите: "Какая производственная проблема кажется вам самой трудноразрешимой?" (этот вопрос можно обсуждать несколько часов).
  • Если вам нужен программист, воспользуйтесь советом Лу Адлера: "Какой проект вы считаете самым важным в своей карьере?"

Представьте, что ваш вопрос - это ствол огромного дерева, а возможные направления развития диалога - это его ветви. 

Общайтесь. Слушайте. Уточняйте. Почему это произошло? Когда это произошло? Что из этого вышло? Кто и что для этого сделал? Почему цель потребовала дополнительных усилий? Чему удалось научиться после неудачи?

Разумеется, вы можете задавать и другие вопросы, особенно если у вас уже есть отработанные приемы. Тем не менее, описанный метод даст вам гораздо больше информации, потому что самые откровенные ответы обычно звучат в живом человеческом общении.

Кстати говоря, естественный ход беседы наверняка понравится вам больше. Ваши кандидаты тоже наверняка оценят этот метод - он поможет им расслабиться и продемонстрировать все свои лучшие стороны.

Разве это не то, что вы хотели бы увидеть?

Jeff Haden, linkedin.com, перевод: Айрапетова Ольга

Рубрика: 
Ключевые слова: 
Аватар пользователя Журнал HR-Portal