О пользе “недалеких” 5 причин для беспокойства, если ваши сотрудники живут слишком далеко от работы

Работа рядом с домом -- один из главных трендов последних лет. Об этом сегодня говорят многие HR-специалисты Москвы, это доказывают и результаты опроса, проведенного сервисом для поиска работы Worki. И если раньше работу рядом с домом искал линейный персонал, то сейчас о ней мечтают и специалисты, и менеджеры среднего звена. Почему все больше компаний подбирает персонал из ближайших районов города и чем для работодателя плох слишком “удаленный” сотрудник?

Недавно мой знакомый, владелец собственного бизнеса, пожаловался на свой персонал. Его трое его лучших продавцов, почему-то стали часто отсутствовать за прилавком, становились неприветливы с покупателями. Все было совсем иначе буквально еще полгода назад, персонал прекрасно работал, все трое были “продавцами месяца”... Теперь же желание работать полностью иссякло. Я посоветовал коллеге не увольнять человека, а сначала выяснить, что происходит.

1. Простая усталость

Оказалось все просто. Зарплата для линейного персонала в компании была чуть выше, чем по рынку. И сотрудники магазина часто приезжали издалека, к примеру, один из трех продавцов ездил в Москву из Солнечногорска. На дорогу до офиса в центре Москвы ему требовалось минимум 2,5 часа, а если он ехал на машине, поездка на работу или обратно могла растянуться и на 5 часов. Вставать ему приходилось в 6 утра, а ложиться часто заполночь. Человек, естественно, начал уставать. Можно было бы просто сократить присутствие специалиста в офисе и предложив частично работать из дома. Если бы дело ограничилось простой усталостью. Но ситуация оказалась сложнее: из-за того, что человек тратил на дорогу до офиса слишком много времени, он заработал классическое «эмоциональное выгорание».

2. Профессиональное выгорание

По данным американского Национального института проблем здоровья и профессиональной безопасности (NIOSH), от проблем, связанных с профессиональным выгоранием, в мире страдает больше 35 млн человек. Британская консалтинговая группа My Voice, подсчитала, что компании туманного Альбиона тратят на компенсации сотрудникам, “выгоревшим” на работе, около 13 млн. фунтов стерлингов. «Эмоциональное выгорание» -- не просто усталость, которая проходит после выходных или отпуска, к выгоранию приводит постоянное и высокое психологическое напряжение. Изнурительная ежедневная дорога на работу и обратно -- жертва, на которую сотрудник иногда идет, не решаясь даже сообщить работодателю о проблеме, охваченный внутренней паникой и чувством своей невостребованности на рынке труда, а также боязнью потерять свое, как ему казалось, единственное хорошо оплачиваемое рабочее место.

Лучший способ предотвращения подобных ситуаций для руководителя -- внимательно относиться к ценному работнику и реагировать на первые признаки его эмоционального выгорания. Если он для вас важен, надо продемонстрировать ему это, к примеру, предложить ему иной рабочий график.

3. «Текучка» персонала

Не секрет, что для большого количества отраслей в России характерна текучка кадров. Особенно для ритейла, здесь ротация персонала может достигать и сотни процентов в год. Зарплаты тут невысоки, а работа не из легких. Именно поэтому, например, сеть «Перекресток» уже давно начала, рекламируя свои вакансии, упирать на выгоды местоположения -- «работа рядом с домом, удобная для женщин с детьми». Наш опрос соискателей в сфере ритейла показал, что удаленность места работы от места жительства стала одной из основных причин ухода со старого места и поиска нового. А согласно нашему опросу работодателей, ориентированность компании на поиск работников, проживающих рядом, и соответствующий подбор кадров, способны снизить ротацию кадров примерно на 10-15%. Для линейного персонала в сфере ритейла сегодня важным фактором и мотиватором становится баланс работы и личной жизни.

4. Неэффективная работа

Если в 2000-ом году, по данным Российского мониторинга экономического положения и здоровья населения, работник в России в среднем проводил на рабочем месте примерно 7,7 часов в день, то в 2016 году, согласно данным центра трудовых исследований Высшей школы экономики, мы работали в среднем уже 9 часов в день (45 часов в неделю). И хотим мы или нет, но дорога от дома до рабочего места отнимает у нас способность работать эффективно. Согласно исследованию, которое провели специалисты Мельбурнского университета, при трудовой деятельности, которая требует эффективной работы мозга более 8 часов в день, то есть более 40 часов в неделю — мозговая активность работника значительно снижается. Если же к нашим 45 рабочим часам добавить еще минимум 2, а то и 4 часа в день, проведенные в пробках, можно себе представить, насколько снижается эффективность работы персонала.

5. Постоянные опоздания

Они -- существенный минус и постоянный спутник сотрудников, живущих далеко от работы, на который указали в нашем опросе работодатели. В дороге случаются задержки: то «электричка не пришла», то «застрял в пробке». Но интересно, что и к работникам, проживающим рядом с офисом, тратящим на дорогу не более 30-40 минут, у работодателей тоже есть претензии. Ответы на наш вопрос “считать ли проживание работника поблизости плюсом или минусом”, полученные от специалистов по HR, разделились. Большинство, 60%, полагают, что проживание рядом -- это безусловный плюс, ведь человек будет реже опаздывать (и, кстати, сможет задерживаться на работе в случае необходимости). Не согласны 40% опрошенных. «Многие из тех, кто устраиваются рядом с домом, сосредоточены на домашних делах, а уверенность, что от дома до работы они добегут очень быстро, позволяет им не торопиться. Отсюда и опоздания», -- объяснял HR-специалист крупной производственной компании.

Но даже если проблему опозданий работа рядом с домом и не решает, от ситуации, когда работник живет недалеко от офиса, плюсов для работодателя все же больше, чем минусов. И один из главных плюсов -- такой: как показал наш опрос, чтобы не тратить попусту драгоценное время жизни в пробках и транспорте, многие кандидаты готовы согласиться на меньшую зарплату.

Рубрика: 
Ключевые слова: 
Аватар пользователя Павел Гужиков