Люди, которые учатся… 9 типов слушателей развивающих мероприятий

Анна Гулимова, консультант по управлению компании рассказывает о своей типизации учащихся

Много лет обучая людей, я понимаю, что кроме основного мотива обучения чему-либо (в первую очередь я могу говорить, конечно, про бизнес-обучение) - повышения своей эффективности, люди приходят на различные развивающие мероприятия и совсем за другим. Сейчас не буду говорить про системные моменты типа слива бюджетов, остановлюсь скорее на личных мотивациях.

Итак, список (возможно не полный) типов посетителей событий в сфере развития:

Халявщики

Такие товарищи есть в любой сфере, и их суть везде одинакова - побольше всего получить бесплатно. Они посещают инициативно только бесплатные мероприятия (в том числе могут участвовать во всевозможных розыгрышах), в которых их интересует всё халявное – информация, раздаточные материалы (они с удовольствием берут несколько экземпляров), пироженки с кофе-брейка, ручки, воздушные шарики, - всё. Если халявщику подфартило и он устроился на работу в обеспеченную организацию, то он обычно вызывается посещать всё, что готова эта организация оплачивать – от курсов китайского языка до мастер-классов по танцам с бубном. Причём варианты типа «50/50» или «ну вы оплатите сами, а мы вам потом вернём» такие люди не приемлют принципиально. Только халява, только хардкор.

Таких людей обычно очень легко распознать – по всё время что-то ищущему внимательному взгляду. Они первыми поднимают руки или подбегают, если что-то раздают, без стеснения набирают по две тарелки снеков на кофе-брейках и на всякий случай сгребают в свой пакет все находящиеся в доступе рекламные брошюры.

Не надо думать, что это малообеспеченные люди, которым нечего есть (хотя возможно, есть среди них и такие). Эти люди могут быть более чем обеспеченными, но по какой-то причине считают, что охота за халявой – лучший образ жизни.

Пылесосы

В отличие от халявщиков, эти люди готовы за себя платить. Уровень их бюджетов, безусловно, зависит от достатка и периода жизни, однако главное для них не бесплатное получение чего-либо, а попытка посетить и узнать всё новое, для чего они стараются успеть везде. Основной объект охоты этих людей – информация. Они готовы пропустить кофе-брейк в пользу возможности задать пару (десятков) вопросов спикеру. Они бесконечно учатся и читают, читают и смотрят вебинары, слушают подкасты и учатся.

У таких людей часто нет ответа на вопрос «Тебе это зачем?», точнее, у них есть десять стандартных варианта ответов на него (пригодится; на будущее; на перспективу; я же планирую через пять лет…), ни один из которых не говорит о применении полученной информации.

Часто эти люди в глубине души (где-то очень глубоко) вынашивают наполеоновские планы (о собственном бизнесе, спикерстве, творчестве), но им все время кажется, что они недостаточно подкованы, мало знают и не всё прочитали/изучили по теме. С этой точки зрения они могут быть одновременно и «прокрастинаторами» (об этом типе ниже), но могут и просто любить поглощать информацию (получать удовольствие, так сказать, от процесса, а не от результата).

Воришки

Эти люди уже не гонятся за халявой, посещая только бесплатные мероприятия и не учатся чему попало, лишь бы узнать ещё что-то новое. Они выбирают трендсеттеров рынка в своей сфере и идут к ним с одной целью – подсмотреть, подслушать, записать, скопировать как можно больше того, что можно потом делать самостоятельно (естественно, идут они к гуру в собственной сфере работы). То есть, проще говоря, воруют идеи, форматы, темы, упражнения и пр. Иногда они пытаются воровать ещё и участников мероприятий, открыто и очень активно предлагая тем свои (как бы аналогичные) услуги, но это обычно не очень удаётся, потому что если спикер выбран правильно (а воришки обычно выбирают спикеров правильно), то он даёт очень качественный контент, переманить слушателей с которого в один шаг очень сложно. А вот тиражировать содержание, скопировав всё, что можно было скопировать, можно.

Так как воришки заранее себе представляют выгоду посещения мероприятия, то они готовы за него заплатить (один раз, не больше). Впрочем, если получается попасть со скидкой или тем более на халяву – хватаются за эту возможность, откладывая все дела. При этом если мероприятие не состоялось, было перенесено надолго или не совпало с ожиданиями таких участников, они вложат максимум усилий либо в возврат денег, либо в получение в качестве компенсации возможности стать участником другого полезного мероприятия. Ведь обучение для них – инвестиция в себя.

На мероприятии эти люди – самые благодарные слушатели: они всё тщательно записывают и перерисовывают, задают много вопросов и помогают успокаивать мешающих слушать, приобретают весь комплект дополнительных материалов или первыми протягивают свои электронные носители для копирования полезностей. Впрочем, также они ведут себя и вне мероприятия, если попадают на человека, у которого есть много методических разработок (на сайте, в соцсетях, в виде раздаточных материалов и т.п.).

Импульсивные покупатели

Эти люди принимают решения о покупке курса или тренинга за 3-5 минут вне зависимости от его содержания. Как дети в супермаркете в прикассовой зоне, они реагируют на все яркие обёртки. Таких участников мероприятий может привлечь имя спикера или его внешний вид, красиво сформулированная тема или привлекательные маркетинговые материалы, рекомендация человека, которому они доверяют или даже просто нового знакомого, - в общем, критерии выбора ими программы всегда разные. Неизменно одно – спонтанное решение об участии в обучении. Если импульсивный покупатель решил куда-то сходить, его не остановит ничего – ни заезженность темы, ни заоблачная стоимость участия, ни неподходящий состав участников.

На самом мероприятии импульсивные покупатели могут как продолжить испытывать эмоциональный подъём и покупать (книги, электронные курсы и пр.), так и быстро разочароваться и высиживать, скучая. Впрочем, высиживают они в таком случае недолго – до первого перерыва, в процессе которого «вдруг» выясняется, что им срочно надо быть в другом месте.

Чаще всего, вне зависимости от результата обучения, импульсивные покупатели (в отличие от, например, воришек) не жалеют о покупке, придумывая для себя разные рациональные обоснования – от «я услышал всё, что хотел» до «ну, заплатил, чтобы понять, что это не моё». Впрочем, частенько такие участники могут и вовсе не дойти до предоплаченного мероприятия, потому что в момент покупки им очень-очень его хотелось, а в момент проведения мероприятия (особенно при большом временном разрыве между этими событиями) уже совсем не хочется или хочется другого. Да и в календаре вполне могло задвоиться, если одно мероприятие они оплатили квартал назад, а другое – в прошлый четверг.

Фанаты

Эти люди, в отличие от «легкомысленных» импульсивных покупателей, становятся приверженцами какого-то ведущего или школы всерьёз и надолго. Как фанаты футбольной команды или поп-звезды, они готовы ездить за кумиром по всей стране, а то и миру, и, конечно же, не пропустят событие в своём городе. Стоимость участия для таких людей значения не имеет, равно как и название темы или её новизна. Главное для них – ведущий (или группа ведущих, что случается реже). Участники-фанаты могут многократно слушать то, что другие люди обозначили бы как «одно и то же» (посещать один и тот же тренинг под разными или даже одним и тем же названием), каждый раз объясняя себе и окружающим, как много нового и полезного они получили. В конце концов, сегодня ведущий был в новой рубашке!

Кроме гастролирования со своим кумиром, такие участники очень активно поддерживают его дистанционно: вступают в группы в социальных сетях, пишут отзывы на сайт, горой встают на защиту своего «героя», если кто-то его критикует, - в общем, как говорится, являются «адвокатами бренда».

Иногда фанаты остывают к гуру, за которыми колесили подчас годами. Или переключаются на других звёзд психологии, бизнеса, личностного роста и пр., продолжая делать всё то же самое, только с новым человеком/людьми.

Охотники за корочками

Эти люди максимум усилий вкладывают в получение дипломов, сертификатов, свидетельств, аттестатов и прочих «корочек». В их кабинете (если он конечно есть) или просто на рабочем месте вся стена увешана рамками, рассказывающими смотрящему историю «пятнадцати образований» (цитата из одного резюме, где под образованиями подразумевались тренинги :)), бейджами со всевозможных семинаров и конференций, и прочими ценными бумагами. Если такой человек устраивается на новую работу, то с собой у него непременно будет толстая папка с бережно хранимыми «корочками» либо их копиями (если оригиналы висят на какой-то стене или стоят дома в серванте), которую он непременно предъявит.

Главный (и порой единственный) вопрос, который есть у таких людей к ведущим и организаторам развивающих мероприятий – а будет ли на выходе подтверждающий документ, и его отсутствие способно перечеркнуть всё желание на это мероприятие идти. Содержание тренинга или конференции, качество работы ведущих, состав группы, новизна информации, практическая применимость упражнений, - всё вторично по отношению к наличию «корочки», ведь охотнику нужна именно она.

Такие люди с большим трудом могут вспомнить и тем более воспроизвести, что было на мероприятии, в его процессе они часто выходят ответить на звонок или просто подышать, листают новостную ленту в соцсетях или в принципе занимаются каким-то делом, не связанным с тематикой события. Охотник не заметит смены ведущего, несоответствия содержания заявленной теме и других серьёзных сбоев, но его возмущению не будет предела, если вдруг ведущий скажет, что не готов дать ему сертификат (например, в силу отсутствия на половине мероприятия). В этом случае бой за «корочку» до победы обеспечен.

Жертвы моды

Эти люди, как и в любой другой сфере (а такие есть во многих сферах), ориентируются, прежде всего, на модные тренды. Если все пошли на личностный рост, который приобретается путём ползания в грязи – они бегут покупать резиновые сапоги, хотя ещё вчера ни за что не вышли бы даже к подъезду в такую погоду. Все полетели просветляться в Индию – они занимают на билет до Мумбаи, хотя не верят в эти сказки и уже не могут выплатить шесть взятых кредитов. Все прокачивают навыки стартапера – и они записываются в школу стартапа, хотя не планируют ничего открывать и развивать.

Кто эти все, за которыми следят жертвы моды – вопрос более сложный, потому что многое зависит от места обитания таких людей. Если они живут в соцсетях – то ловят тренды оттуда, если состоят в каких-то реальных сообществах – спешат за их участниками, если сравнивают себя с продвинутыми родственниками или более успешными коллегами в корпорации, в которой работают – повторяют за ними.

В процессе самих мероприятий таким людям часто скучно, сложно, непонятно и вообще хочется домой, под тёплое одеялко. Но вернувшись в свои соцсети (на встречу выпускников тренинга, на семейное чаепитие, на работу) они обязательно с восторгом (часто напускным) и яркими деталями будут расписывать своё участие. Впрочем, если в тренде нынче критика какого-то явления, жертвы моды с удовольствием присоединятся к ней, эмоционально рассказывая, как их «заманили, обманули, недодали» и пр.

Прокрастинаторы

Основная особенность таких участников заключается в том, что они используют обучение вместо того, чтобы делать что-то реальное. Как только жизнь ставит перед такими людьми серьёзный выбор или предлагает им что-то поменять, они сразу же решают, что нужно чему-то поучиться. Среди таких людей есть перезревшие специалисты, которые никак не шагнут на ступеньку выше, рассказывая, что «вот сейчас я закончу школу директоров магазинов, и вот тогда…»; засидевшиеся в наёмниках потенциальные предприниматели, второй десяток лет мечтающие о своём деле, но «у меня же нет экономического образования, а только после его получения я смогу открыть ИП…»; без пяти минут профессора, не решающиеся опубликовать свой научный труд, хотя ему отдано уже лет тридцать жизни и настоящих исследований, но пока не защищена пятая докторская в смежном направлении…

Несмотря на то, что, по мнению окружающих, у этих людей уже не просто полный комплект, а подчас и перебор знаний (дипломов, регалий), вместо того, чтобы принимать решение идти дальше, такие люди снова идут учиться. С учётом того, что нынешние школы, курсы, университеты и прочие виды обучающих структур и типы развивающих мероприятий плодятся ежедневно, а информация устаревает ежечасно, делать им это очень легко. Ведь изучив 28 версий предмета, они не прошли еще курс по двадцать девятой, улучшенной, версии.

В процессе самого мероприятия такие люди могут поспорить по включенности с самими «воришками», ведь они искренне верят, что вот-вот на них снизойдёт откровение. А потому очень внимательно и детально слушают, участвуют, фиксируют, с удовольствием отмечая, что «а вот этого-то я не знал!» и тем самым подтверждая самим себе, что рано, рано еще было двигаться дальше. Надо ещё поучиться.

Коллекционеры визиток

Этим людям обучение вообще часто не нужно даже по их собственному мнению. Но на обучении знакомства, тусовка, нужные люди, и такой модный нынче нетворкинг. Именно поэтому, выбирая мероприятие, на которое стоит пойти, они первым делом интересуются, а сколько человек там будет, и кто уже оплатил участие. Стоимость мероприятия при этом сама по себе роли не играет, но всегда анализируется в соотношении с качеством и количеством участников. Соответственно, и его результат измеряется количеством собранных визиток, мобильных телефонов, договоренностей о будущих встречах, переговорах, сотрудничестве. Часто коллекционерами визиток являются специалисты по продажам, которых обучают именно такому подходу к массовым мероприятиям.

Распознать таких людей в процессе самого мероприятия очень легко: коллекционеры визиток крайне редко слушают ведущих и тем более фиксируют что-то полезное для себя. Вместо этого они высматривают потенциальных «жертв», то есть участников, с которыми обязательно нужно познакомиться в перерыве или в следующей части мероприятия, ненароком «переселив» его соседей на другой ряд. И, как только начинается перерыв, они бегом бегут на перехват нужных людей или спешат занять нужные места. Знакомства могут быть нужны коллекционерам для разных целей – от продажи своих услуг (любых, включая сетевой маркетинг) до устройства личной жизни (своей или соседа/подруги/родственницы). Иногда знакомства им нужны и просто так. Вдруг когда-нибудь пригодятся.

Вот такие девять типов слушателей развивающих мероприятий. А каких людей встречаете на таких мероприятиях вы?

Анна Гулимова, консультант по управлению компании А-Консалтинг

Рубрика: 
Ключевые слова: 
+1
-8
-1
Аватар пользователя Журнал HR-Portal