Как измерить уровень эмоционального интеллекта соискателей и сотрудников?

Концепция "эмоционального интеллекта" возникла сравнительно недавно, однако многие HR-отделы восприняли ее всерьез и стараются использовать для работы с существующими и потенциальными сотрудниками. Каким образом можно измерить и повысить уровень эмоционального интеллекта?

Популярный автор и консультант по эффективной коммуникации Аннели Бланделл предложила HC Online четкое определение этого понятия в условиях рабочей среды: "Эмоциональный интеллект - это способность распознавать свои эмоции и управлять ими, а также понимать эмоциональное состояние окружающих. Высокий уровень эмоционального интеллекта позволяет распознавать влияние эмоций на образ мышления и поведение. На рабочем месте он помогает справляться с неудачами, выходить из конфликтных ситуаций, снижать уровень стресса и отвечать на сложные вопросы".

Бланделл уточняет, что положительные эмоции улучшают мыслительные процессы, усиливают внимательность, стимулируют творческий подход к решению проблем. Негативные же эмоции, в свою очередь, блокируют способность мыслить логически, анализировать ситуацию и принимать осознанные решения. "Способность распознавать и осмысливать свои эмоции позволяет управлять их влиянием на продуктивность работы", - говори Бланделл.
 
Она утверждает, что высокий уровень эмоционального интеллекта особенно необходим HR-специалистам, потому что он помогает:

  1. Предвидеть возможные проблемы при взаимодействии с сотрудниками, клиентами и другими заинтересованными лицами
  2. Определять тех, кому нужна дополнительная поддержка при разрешении сложных ситуаций
  3. Выявлять неравенство возможностей для обучения и развития
  4. Поддерживать руководство при ведении сложных переговоров

Высокий эмоциональный интеллект ярче всего проявляется на собеседованиях. Бланделл советует представителям компаний обращать внимание на то, как кандидат справляется с волнением при ответе на вопросы, как реагирует на невербальные сигналы (улыбку, кивок, зрительный контакт) и, что самое важное, как он адаптируется к эмоциональным посылам окружающих. К примеру, в общении с тихим и сдержанным собеседником контактный и оживленный кандидат может немного поумерить свой пыл или попытаться задавить его своим энтузиазмом.

По мнению Бланделл, эмоциональный интеллект необходимо демонстрировать на всех уровнях организации. Для повышения уровня интеллекта она рекомендует HR-специалистам предпринять следующие шаги:

Изучить себя

“Обращайте внимание на то, что вы чувствуете, и на то, как этим чувства влияют на ваши мысли и поведение. Просите окружающих высказывать свое мнение о ваших поступках, чтобы вы имели возможность управлять своим эмоциональным состоянием и через него влиять на тех, кто находится рядом с вами".

Пересмотреть реакцию

“Испытывая эмоции, которые не идут вам на пользу (гнев, разочарование, раздражение, стресс), спрашивайте себя, могут ли они помочь вам достичь желаемых результатов.”

Изменить язык

“Эмоции усиливаются и ослабевают за счет слов, которыми мы их описываем. Измените способ описания, и вы увидите, что эмоции больше не властны над вами. Сравните, к примеру, "ярость" и "злость", "разочарование" и "раздражение". Слова, которые вы используете, влияют на нейробиологические процессы, а те, в свою очередь, меняют психику - к лучшему или к худшему".

hcamag.com, перевод: Айрапетова Ольга

Рубрика: 
Ключевые слова: 
+1
-11
-1
Аватар пользователя Журнал HR-Portal