Как избежать обмана при устройстве на работу

Какие обманы при приеме на работу самые распространенные и как с ними бороться?

Не только соискатели кривят душой, стараясь на собеседовании произвести впечатление на работодателя. Последние тоже могут приукрасить условия работы, а о заработной плате заговорить в последнюю очередь.

Обманов при приеме на работу может быть много, но основных три. Лидирует размытый список обязанностей. Когда работодатель и соискатель обсуждают  должностные обязанности, функционал, задачи, они будут говорить лишь о самом главном. Работодатель не расскажет о каких-то неприглядных, неинтересных, сложных моментах, или упомянёт о них вскользь.

Несколько типичных примеров. В клинику коммерческой медицины принимают на работу врачей-педиатров. Предполагается, что они будут вести амбулаторный прием и уделять время больным в стационаре. На собеседовании не говорят о том, что есть еще ночные дежурства. И, когда врачи выходят на работу, они узнают об этом постфактум.

Или управляющий кафе или ресторана. На собеседовании человеку могут озвучить достаточно стандартный круг обязанностей (следить за расписанием, порядком, персоналом и т.д.). Но на практике это часто означает следующее: если кто-то из подчиненных не вышел на работу, сотрудник будет исполнять его обязанности. Носить тарелки вместо официанта, резать салат вместо повара, а если не вышла мойщица или уборщица, у управляющего начинается самое интересное.

Часто это становится камнем преткновения для многих сотрудников. Недавно в моей практике был случай, когда женщина – бухгалтер назвала причиной своего увольнения дополнительную нагрузку. Она рассчитывала заработную плату. Но,  помимо этого, ей вменили в обязанности дважды в месяц ездить на производство за 400 км от Москвы на автобусе, чтобы собрать с работников личные подписи в ведомости о получении зарплаты. Она была совершенно к этому не готова – на собеседовании ее не предупредили.

Недостаточно подробно обсуждаемый круг обязанностей, к сожалению, почти традиционный обман будущих подчиненных.

Еще один пункт – график работы. Например, консультантов по продажам принимают на работу, говоря: «У нас смена длится 10 часов, с 10.00 до 20.00, без перерыва, с обедом не отходя от рабочего места». По факту выясняется, что нужно прийти за час, чтобы открыть зал, все проверить и разложить товар. А после того, как магазин завершает свою работу, еще около часа требуется, чтобы все сдать, поставить его на сигнализацию и т.д. Таким образом, человек получает 12-часовую смену. И узнает об этом, когда уже выходит на работу.

С этим, кстати,  сталкиваются не только линейные (не очень квалифицированные)  сотрудники, но и специалисты довольно высокого уровня. Например, из недавних ситуаций: женщина устраивалась на работу в сеть боулинг-центров на позицию менеджера по маркетингу, с довольно высокой оплатой и высоким уровнем ответственности.  Позже выяснилось, что в ее обязанности входило посещение боулингов и контроль их работы в ночное время (в интервале с 12.00 ночи до 3.00) дважды в неделю. Объяснили ей это следующим образом: «Вы же должны видеть и чувствовать своих клиентов». И  это совершенно не исключало дневной офисной работы.

И самый болезненный обман для человека – это зарплатные условия. Потому что с обязанностями можно смириться, к графику приспособиться, но обман с зарплатой бывает очень ощутим. Типовая ситуация выглядит так: директор на собеседовании обещает зарплату в 50 000 рублей. И говорит: «Вы приняты, выходите в понедельник». Кандидат выходит и потом от своего линейного руководителя или коллег узнает: на самом деле 50 000 рублей он получит после испытательного срока, пока сумма составит 40 000 рублей. А испытательный срок продлится месяца три или больше.

А когда наступает день заработной платы, на карточку приходят 20 000 рублей, остальные же деньги – это премиальная часть, которую выплатят недельки через две. А может, и позже. Таким образом, человек, который рассчитывал на 50 000 рублей, по факту получает как минимум вдвое меньше.

Хорошо, если такую ситуацию можно урегулировать сразу. Но есть люди, которые месяцами ждут обещанных денег. И, когда все-таки прорываются к директору, с которым договаривались, проходит три – четыре месяца, и начальник заявляет: «Ну вы же работаете у нас уже столько времени, значит, согласны с условиями!». И изменить что-либо невозможно: надо или принять, или увольняться.

Избежать этого невозможно, но можно пытаться нейтрализовать. Первая рекомендация  – все четко обсуждать на собеседовании, приходить  со списком вопросов. Потому что человек может растеряться на собеседовании, чувствовать себя напряженно, или ему неловко уточнять информацию.  Он может отвлечься, или его намеренно отвлекут разговорами об интересной работе, высоких целях. И до обсуждения формальностей дело так и не дойдет. Поэтому нужно задавать четко сформулированные вопросы из своего списка.

Второй момент – необходимость фиксировать все достигнутые в ходе собеседования договоренности и заверять их у руководителя до того, как приступать к рабочим обязанностям.

От компании можно долго ждать согласованного трудового договора, и лучше подписать хотя бы договор о намерениях или список  обязанностей, условия работы. Пусть это будет листок бумаги или электронное заверенное письмо. В случае трудового спора или судебного разбирательства этот документ может быть принят судом к рассмотрению, особенно если на нем стоит подпись работодателя.

Поэтому лучший способ минимизировать обманы – это детально все обсуждать и обязательно фиксировать.

Рубрика: 
Ключевые слова: 
+1
+1
-1
Аватар пользователя Наталья Сторожева