Хотите быть креативным? Мыслите нестандартно!

Существует миф о креативности, который серьезно ограничивает  творческое мышление, заключающийся в том, что необходимо мыслить не по-шаблону. Нет ничего более далекого от истины, чем этот миф, и это мнение разделяет подавляющее большинство креативщиков. Эту мысль выразил известный дизайнер-модернист Чарльз Эймс так: «Дизайн во многом зависит от ограничений».

Миф о нестандартном мышлении связан с фундаментальным заблуждением о том, что является креативностью и что ею не является. В современном представлении креативность является чем-то «странным» и «сумасшедшим». Но на самом деле, креативность не связана с божественным вдохновением или магией. Речь идет о процессе решения проблем (задач), и по определению, проблема (задача) – это ограничение, лимит, общепринятый стандарт. Одним из лучших примеров этого может служить работа фотографов. Они творят, выбирая из большой картины перед собой маленький эпизод, с которым продолжают работать. В рамках этого маленького кадра они раскрывают взаимоотношения и устанавливают приоритеты. Сложным в творческом процессе решения проблемы является то, что вы, как творец, должны самостоятельно сформулировать эту проблему. Вы также должны самостоятельно выбрать этот «маленький кадр». И вы также обязаны  сами найти эффективное решение. Этот процесс может быть довольно сложным, как интеллектуально, так и эмоционально.

В интеллектуальном плане, вам необходимо определять границы, устанавливать приоритеты и отбирать модели и взаимосвязи из общей массы материала, в большинстве случаев, лишь фрагментарно. Очень часто это материал, созданный во время  мозгового штурма. В конце этого процесса, как правило, у вас голове появляется множество хаотичных, не до конца сформированных идей, какие-то намеки и тому подобное.

Возможно теперь вы уже «навели порядок в голове». Вы, возможно, выходили за пределы «лагеря мозгового штурма» и проводили ряд разминочных игр. Теперь вы чувствуете себя творческим и компетентным. Но для того, чтобы быть на самом деле креативным, вы должны «убрать» свой беспорядок – необходимо объединить эти фрагменты в нечто целое, что может работать и приносить пользу. Это является самой сложной частью. Чтобы разобраться в том «беспорядке», который вы только что создали, необходимо много энергии, времени и силы воли. Это может также быть сложно эмоционально. Возможно, необходимо будет «расстаться» с идеями, которые только что казались отличными, а также с теми планами, к которым вы уже привыкли. Они, попросту, не соответствуют тем правилам, по которым вы строите «свой стандарт». Всегда можно менять правила, но расплачиваться за это будут ваши эмоции.

В отличие от других проблем, с эмоциональными задачами вам практически не к кому обратиться, кто бы мог подсказать, на правильном ли пути вы находитесь; какой из наборов правил лучше или какой «стандарт» необходимо применить. Не существует конкретного правильного ответа на эти вопросы. Лучше сказать, что может быть несколько правильных ответов, или, наоборот, ни одного. Ответственность за выбор правильного пути лежит только на вас. Это очень большая ответственность, она может даже парализовывать. Не удивительно, что во многих компаниях творческий процесс часто приостанавливается после мозгового штурма, в то время как создание идей проходит открыто, и, в конце концов, остается незавершенным. Необходимость сокращать эти идеи носит ограничительный характер, этот процесс бывает утомительным и даже устрашающим. Положительной стороной является восприятие творческого процесса как инструмента для решения проблем (задач) и является, в конечном счете, неким освобождением. Во-первых, все эти умники с отлично развитыми способностями поймут, что они намного талантливее, чем они о себе думали. Если рассматривать творчество как решение проблем, то весь этот процесс выглядит не таким пугающим, хотя, при этом, и может потерять свое некое очарование и загадочность. Более того, поскольку творческие задачи можно решать с помощью рационального анализа, их можно разделять на небольшие части, которые будет легче решать. Стоит отметить, что сам процесс решения проблем организации и попытки создать что-нибудь стоящее помогают создавать новые идеи. Парадоксально, но факт, что мышление в неких «рамках» может быть одним из самых эффективных техник мозгового штурма, чем все, когда-либо существовавшие. Именно это Чарльз Эймс имел в виду, когда писал: «Я приветствую ограничения».

Если креативное мышление не имеет структуры, то оно оказывается бесполезным. Какое-то время может складываться впечатление, что создание большого количества перспективных идей - это большой прогресс. Но для того, чтобы идеи превратились в нечто инновационное, необходимо построить определенные «стандарты» и действовать согласно правилам собственного творения. 

humanresourcesiq.com, перевод HR-Portal.ru

Рубрика: 
Ключевые слова: 
Аватар пользователя Журнал HR-Portal