Чат-боты как инструмент обучения сотрудников: WhatsApp вместо наставников

Обучать персонал можно по-разному. В одних компаниях этим занимаются наставники, в других созданы подробные тома инструкций. Есть здесь и кое-что общее – информация сваливается на голову сотрудникам со всей мощью. Чат-боты действуют несколько иначе. Они планомерно выдают порции рабочих гайдов прямо в WhatsApp. Каждый день или свободный час роботы пишут новичкам, проводя их по всем этапам обучения. Разбираемся, как это работает.

Как устроена технология

Главный – по-прежнему сам эйчар. Именно ему предстоит разработать обучающую программу, ну, а попробовать можно на готовых решениях. Сперва определяется сам замысел – будет ли обучение знакомством с корпоративной культурой, с ценностями и целями компании, или оно связано оно с должностными инструкциями и непосредственно работой. После того, как сценарий готов, он автоматически отправляется базе контактов в заданные даты – остальной «диалог» ведут боты.

Они пишут в любое время, когда сотрудник готов пообщаться и может отвлечься от задач. Если такой вариант не совсем подходит, чат-боты подстраиваются к указанному времени. И, допустим, общаются с новичком каждый день до 11:00. Роль эйчара не заканчивается работой над сценарием, т.к. нужно еще отслеживать результаты обучения. Для таких целей есть детальная аналитика. У каждой системы обучения она своя.

Отличие чат-ботов от других систем обучения

Чтобы понять основные проблемы и неэффективность обучения, поставьте себя на место новичка. Вас знакомят с десятком новых лиц, за полчаса рассказывают об устройстве работы и скидывают презентации о компании. Голова, в общем, кипит от количества информации. Такие методы исключают диалог, когда вопрос возник вот прямо сейчас, а отдел кадров занят до завтра, наставник на встрече, и в презентации много непонятных слов. Здесь же встает вопрос о мотивации сотрудника, когда он чувствует себя немного брошенным.

Что делают чат-боты во время обучения? Автоматический диалог с новичком можно и нужно выстраивать так, чтобы превзойти все его запросы, дать высказаться и предугадать вопросы. После запуска проекта остается только наблюдать за прогрессом и собирать обратную связь.

К примеру, первые сообщения расскажут вкратце о компании и познакомят с отделом. Вторая партия обращений – запрос документов для приема. Следующим шагом – здоровый интерес, всего ли хватает на рабочем месте. И уже потом начинаем вводить сотрудника в особенности его должности. Не каждый эйчар свободен настолько, чтобы растянуть обучение на неделю, особенно с большой текучкой. Чат-боты же не спят, не едят и не устают. И ключевое их отличие от аналогов – интерактив с сотрудником.

Какие бывают сценарии

  1. Обучение корпоративной культуре
    Сценарий подойдет большим компаниям, которые не в силах собрать всех в одной аудитории. Чат-бот рассылает любые файлы для знакомства с азами культуры, проводит небольшие интервью и вовлекает в жизнь компании через внерабочие моменты. Например, рассказывает, где состоится вечер пиццы, когда пройдет семинар.
  1. Обучение особенностям работы
    Начнем обучение с создания почты и корпоративных аккаунтов. Перенесем сотрудника к окну его задач и покажем, как выглядит рабочий день коллеги. Здесь важным моментом станет знакомство с командой, задачами и ситуациями, где они будут пересекаться. Тут же органично встраиваются все рабочие документы – редполитика, правила переговоров или что еще. Все планомерно, день за днем.
  1. Обучение как игра
    Компании, особо ориентированные на качество жизни сотрудников, любят их развлекать. Чтобы работа не казалась тяжелым трудом, они добавляют в обучение игровые элементы. Потом игру можно сделать повседневным событием – подключить геймификацию и переложить ее на плечи бота.

Фантазия на этом не ограничивается, и каждый волен изменять, дополнять или комбинировать любые сценарии.

Реальный диалог человека и робота

 – Привет, новичок! Я – твой персональный помощник. Готов начать обучение?

– Да

– Поехали! Сегодня-завтра занеси вот эти документы в HR-отдел, заранее подписав. Принтер уже настроен.

– Сделал

– Отлично, давай знакомиться. Вот эти ребята – твои самые близкие коллеги. Сегодня тим-лид даст первое задание.

– Ок

– Ну, как прошли твои первые дни? Напиши мне о впечатлениях.

– Да все супер. Уже разобрался с первым заданием и со всеми познакомился. Мне бы еще новую мышку.

– Спасибо за ответы, я передам их в HR-отдел.

– Привет, высылаю презентацию о компании. Почитай и забегай сегодня после 18:00 в игровую зону. У нас бильярд.

Будущее технологии

Фантазия – главный двигатель прогресса. Талантливые эйчары и управленцы постоянно придумывают новый интерактив с персоналом, чтобы дни каждого были яркими. И обучение – лишь первый шаг к построению доверительных отношений. Обучая, вы показываете свою заинтересованность в настроении новичка.

Технология чат-ботов сегодня работает на базе прописанных сценариев, где нет места шагам влево-вправо. Но искусственный интеллект придет и в эту отрасль. А победят те компании, которые автоматизировали всю рутину и занимаются стратегическим HR.  

Автор: 
Рубрика: 
Ключевые слова: 
Аватар пользователя Игорь Кудрявцев
Игорь Кудрявцев 1