Профессиональные сообщества в России: количественный анализ

Авторы: Олег Иванов, Ольга Карлюкова
e-Learning World

 

В современных условиях знания компании (организационные знания) приобретает ключевую роль. Эффективное использование и развитие знания становится условием обеспечения конкурентоспособности организации.

Весь комплекс мер по управлению знаниями можно разделить на несколько направлений: это сфера ИТ, организационное направление и различные правовые вопросы, регулирующие отношения в области интеллектуальной собственности. Успешная разработка и внедрение комплекса ИТ-продуктов в организации - необходимое условие эффективного управления знаниями, но, тем не менее, не достаточное. Необходимо также создание соответствующей корпоративной культуры, которая будет способствовать выработке, обмену и развитию организационного знания (организационное направление). Здесь мы и встречаемся с понятием "профессиональное сообщество" (community of practice, CoP).

Профессиональное сообщество - это группа людей из двух и более человек, которые регулярно вступают между собой в коммуникацию (лично или виртуально) с целью обмена опытом и практиками, выработки знаний и поиска новых, более эффективных подходов к решению поставленных перед ними профессиональных задач. Людей, состоящих в профессиональном сообществе, мы условимся называть участниками сообщества. Сформулированное здесь определение не делает различия между полностью виртуальными сообществами и теми, участники которых встречаются лично, однако для целей настоящего исследования эта разница не существенна.

Профессиональное сообщество отличается от сообщества, сформированного по интересам или географического сообщества, наличием общей разделяемой участниками практики, используемой в повседневной профессиональной деятельности. Члены сообщества объединены совместной активностью (от бесед в обеденный перерыв до решения сложных проблем в специально отведенное время) и знаниями, приобретенными в результате участия в этой активности. В дальнейшем, употребляя термин "сообщество", мы будем подразумевать именно "профессиональное общество".

Так как представление о пользе и больших ресурсах профессиональных сообществ сейчас уже полностью сформировано, предпринимаются попытки изучения тех или иных сторон деятельности сообществ с целью управления ими. Приведенное здесь исследование представляет собой такую попытку в отношении профессиональных сообществ в Москве.

Цели и задачи исследования

Исходным пунктом исследования было желание получить комплексные данные об особенностях деятельности, размере, составе профессиональных сообществ и способах их функционирования. Для достижения этой цели мы посчитали нужным осуществить следующие действия:

  • определить измеряемые характеристики профессиональных сообществ;
  • дать возможную классификацию сообществ по этим характеристикам;
  • определить соотношения между измеряемыми характеристиками сообществ.

Ключевые характеристики профессиональных сообществ

Профессиональные сообщества являются одновременно и новым, и хорошо известным человечеству явлением, существовавшим задолго до того, как ему стало уделяться специальное внимание. Главной целью существования таких сообществ является профессиональное общение коллег и единомышленников, в ходе которого за счет постоянного обмена знаниями между участниками обеспечивается их личностное и профессиональное совершенствование. Назовем некоторые наиболее важные, на наш взгляд, характеристики профессиональных сообществ. Прежде всего, сообщества преимущественно являются неформальными и существуют отдельно от традиционных подразделений организации (или между несколькими организациями - тогда это межорганизационные профессиональные сообщества). Участие в деятельности профессиональных сообществ является добровольным и основывается на личной заинтересованности каждого из участников в такой деятельности (в этом смысле их вполне можно назвать самоорганизующимися системами , ведь складываясь зачастую стихийно, сообщества принимают ту форму существования, которая наиболее адекватна их целям).

При описании деятельности профессиональных сообществ следует выделять три ключевых характеристики:

  1. Предмет сообщества - совместная инициатива, понимаемая и разделяемая его членами;
  2. Способ функционирования - многочисленные встречи, объединяющие членов в социальную группу;
  3. Результат, выработанный сообществом, - разделяемые членами совместные ресурсы (употребляемый словарь, некие предметы, стиль общения, повседневная практика и т.п.).

Категории, переменные и шкалы исследования

Несмотря на то, что мы лишь вскользь описали изучаемое явление, полагаем, что этого описания достаточно для иллюстрации того, как именно мы перешли к выделению переменных, описывающих работу сообществ. Так как эту работу хотелось описать наиболее полно, мы выделили 8 категорий переменных, для удобства разделенных на 2 блока. Один из блоков описывает только личность участника (чтобы сформировать представление о том, кто же участвует в деятельности сообществ), а второй - собственно профессиональное сообщество. Категории переменных представлены в таблице.

 

Блок 1. Личность участника сообщества Блок 2. Характеристики сообщества
Личность респондента (демографические характеристики) Размер и структура сообщества
Роль респондента в деятельности профессионального сообщества Коммуникация внутри сообщества
Оценка респондентом собственной деятельности в сообществе Предмет сообщества
. Оценка респондентом эффективности деятельности сообщества
Эмоциональный климат сообщества

Сбор и обработка данных

В ходе опроса были получены ответы от сотрудников организаций, работающих в сфере среднего и крупного бизнеса в Москве. Организации относились к различным областям экономической деятельности. Среди наиболее известных организаций, сотрудники которых приняли участие в исследовании, можно назвать журнал "Эксперт", Торгово-промышленную палату Российской Федерации, "Лабораторию Касперского", банк "Петрокоммерц" и др. Для обработки полученных результатов использовался статистический пакет SPSS.

 

Результаты исследования

Блок 1. Личность участника сообщества

1. Личность респондента (демографические характеристики)

Кто же принимает участие в деятельности профессиональных сообществ? В нашей выборке наибольшая группа участников сообществ - люди в возрасте до 40 лет (93%), с высшим и неполным высшим образованием. Распределение по полу в выборке следующее: 55,6% респондентов - мужчины, 44,4% - женщины.

2. Роль респондента в деятельности сообщества

Осведомленность участника о предмете сообщества мы представили на трех уровнях: высоком, среднем и низком. Как мы видим, 54% респондентов считают свое знание предметной области сообщества средним. Возможно, цель их участия в профессиональном сообществе состоит в том, чтобы повысить этот уровень? Данное предположение мы рассмотрим ниже в разделе 3.

Ядром сообщества принято называть наиболее активную его часть, к которой принадлежит больше 66% респондентов, попавших в нашу выборку.

При этом около половины опрошенных участников занимаются организаторской деятельностью в своих сообществах.

3. Оценка респондентом собственной деятельности в сообществе

В этой категории мы получаем ответы на наиболее интересные вопросы, связанные с участием в деятельности профессиональных сообществ. Почему люди участвуют в них? Что они от этого получают? Насколько они удовлетворены своей деятельностью в сообществе и как она влияет на развитие их карьеры?

Сказывается ли участие в сообществе на финансовом положении респондентов? На это вопрос отвечают переменные "наличие прямой финансовой выгоды" и "наличие косвенной финансовой выгоды", каждая из которых имеет три градации: "есть", "есть, но небольшая" и "нет".

Также мы попросили оценить моральное удовлетворение от трансляции и получения знаний по градациям "часто", "редко" и "никогда" (2 переменные). Градации "никогда" не соответствует ни одно наблюдение для переменной "моральное удовлетворение от трансляции знаний". Моральное удовлетворение от трансляции своего опыта часто испытывают 77,8% респондентов, а от получения - 88,4%. Редко трансляция и получения знаний доставляют удовольствие 22% и 11% ответивших соответственно. При этом двум отвечавшим не нравится получать новые знания вообще. Одинаково приятно "учиться и учить" 53,3% ответивших.

Чтобы выделить наиболее важные причины, по которым люди участвуют в деятельности профессиональных сообществ, респондентам предлагалось выбрать три варианта из предлагаемых двенадцати. Иерархия причин, по которым люди принимают участие в деятельности профессиональных сообществ, выглядит следующим образом:

Сказывается ли участие в деятельности сообщества на самооценке его участников? Да, при этом у половины опрошенных респондентов самооценка повышается.

Резюмируя полученные данные, можно сделать вывод, что люди участвуют в деятельности профессиональных сообществ потому, что это полезно для их профессионального развития, в подавляющем большинстве случаев испытывая от этого участия моральное удовлетворение. При этом в половине случаев участие в сообществе поднимает самооценку участников, а также приносит финансовую выгоду (приблизительно в трети случаев).

Рубрика: 
Ключевые слова: 
Аватар пользователя Valeratal