Можно ли лгать на собеседовании

В статьях о трудоустройстве часто можно прочитать: покажите себя в наиболее выгодном свете. А что, если для этого нужно приукрасить действительность? Или, напротив, что-то скрыть. Допустима ли ложь на собеседовании?

Можно долго философствовать на тему «А что мы вообще считаем ложью», чтобы потом свести разговор к такому выводу: врать плохо, а вот приукрашивать действительность можно и нужно. На просторах Интернета автор статьи нашел даже соответствующую формулу: «умножь на два». То есть если у вас в подчинении было пять человек, скажите, что их было десять; если за время работы в конкретной организации вы успешно завершили 10 больших проектов, то скажите, что их было двадцать, и так далее.

Видимо, автор этой методики забыл, что информацию легко проверить

Самый простой способ для HR-менеджера – позвонить бывшему руководителю соискателя или выйти на его коллег и в приватной доверительной беседе прояснить подробности. А соискателю, устроившись на новую работу, свои сильные стороны придется доказывать уже не словом, а делом.

Правило №1. Резюме должно быть правдивым на сто процентов.

В том, что касается образования, опыта работы, занимаемых должностей, прописки и прочей служебной и личной информации лучше сохранять точность. Единственное, что допустимо – умолчать, если на каком-то месте работы вы пробыли всего пару месяцев. Если эта работа не добавила вам каких-то существенных квалификаций, если не принесла вам уникальный опыт – возможно, ее не следует упоминать, чтобы не рисковать имиджем сотрудника, который отличается серьезностью и постоянством.

Правило №2. На собеседовании не увлекаться и не приписывать себе обязанностей, которые вы не выполняли, или выполняли в незначительном объеме.

Даже если вам кажется, что теоретически с такой работой вы бы легко справились. Лучше так и объяснить HR-менеджеру: вы стремились к определенным задачам, но руководство так и не предоставило вам возможности реализовать устремления. Зато вы внимательно изучили теорию, и готовы применить знания на практике, возможно, под наставничеством более опытного специалиста.

Правило №3. На вопросы о личных качествах отвечать искренне.

Допустим, HR-менеджер спрашивает, любите ли вы работать в команде, а вы – ярко выраженный индивидуалист. Можно ответить так: «Я могу работать в команде, но хороших результатов добиваюсь, если работа команды хорошо скоординирована, и каждый отвечает за свой участок. А наиболее впечатляющих результатов я обычно добиваюсь, работая самостоятельно». Возможно, HR-менеджер решит, что данная вакансия вам не подходит, и вы не получите работу. Но вам могут предложить другую! Которая в большей степени соответствует особенностям вашего характера, и, значит, позволит с меньшими усилиями добиваться успехов.

Если на собеседовании упоминается не самый лицеприятный момент вашей профессиональной биографии, например, HR-менеджер говорит: «У меня есть информация, что с предыдущего места работы вы уволились со скандалом. Вы подвели своих коллег и руководителя», имеет смысл проявить искренность и объективность. Если вы считаете, что в упомянутой конфликтной ситуации вашей вины нет, объясните, почему вы в этом уверены. При этом лучше воздержаться от обвинений руководства и коллег в некомпетентности, нечестности и прочих грехах. Если же вы действительно проявили себя не лучшим образом, это тоже лучше признать и подчеркнуть, что из неприятной ситуации вы сделали выводы и теперь точно знаете, как в будущем избежать подобных моментов.

Рубрика: 
Ключевые слова: 
Аватар пользователя tcom