Метапрограммы в карьерном консультировании

Что такое метапрограммы? 

Давайте сначала разберемся, что такое метапрограммы. 

Метапрограммы - это бессознательные фильтры, благодаря которым мы все по-разному воспринимаем действительность. 

Вспомните, наверняка у каждого была такая ситуация, когда случилось какое-то яркое для вас событие, вы пережили яркую эмоцию, которая мотивирует вас к действию, вы обращаетесь с этим к очевидцу, а он считает, что это событие мотивирует не действовать, а затаиться и подождать дальнейшего развития событий. Сработали фильтры. Сработала метапрограмма каждого. Метапрограммы – это привычные фильтры, которые мы применяем ко всему, что видим, слышим и как действуем. Эти программы предварительно отбирают и сортируют информацию, которая будет представлена сознанию в соответствующем удобном виде. Метапрограммы формируют наши привычные реакции. 

Нет хороших или плохих метапрограмм, нет правильных или неправильных. Они просто есть и работают в нас и их нужно учитывать при работе с людьми. 

В разных источниках насчитывают от 7 до 40 метапрограмм. Но обычно используют не более 8-10 метапрограмм. Их достаточно для понимания тех стандартных проявлений человека, чтобы примерно спрогнозировать его поведение. 

Метапрограммы: 

- Тип референции (внешняя-внутренняя). На чье мнение обычно ориентируется, принимая решения, - на свое или окружающих. 

Активность – Рефлексивность. Сначала думает, а потом действует? Или наоборот? Готов ли человек действовать решительно и самостоятельно, брать на себя ответственность? 

- Стремление к успеху – Избегание неудач. Насколько активно человек достигает цель. Если возникают сложности, отступает и ничего не делает, либо смело преодолевает? 

Процесс – результат. Что важнее для человека – достичь результата или выполнять работу, наслаждаясь процессом? 

- Одиночка – менеджер – командный игрок. Склонен ли работать индивидуально, не в команде, либо быть лидером команды? Или стать равноправным членом коллектива? 

- Процедуры – возможности. Настроен творчески подходить к решению типовых задач, искать новые способы действий или предпочтет работать стандартно, используя типовые методы, по прописанным процедурам. 

- Сходство – различие. Этот человек будет при принятии решения искать схожие черты со своим предыдущим опытом или предметной областью, или будет ориентироваться на различия. Эта метапрограмма показывает толерантность к изменениям в окружающей действительности, готовность принимать изменения во внешнем мире. 

- Содержание – окружение. Важны ли для человека коллеги, клиенты, подчиненные, друзья или более значима сама работа, которую он может выполнять сам, без коллектива. 

Дедукция – абдукция – индукция. Как он анализирует информацию: собирает сначала детали, а потом – цельную картину? Или наоборот? Еще вариант: судит об одном через другое с помощью метафор, аналогий, примеров и историй. 

В процессе проведения карьерных консультаций, особенно если запрос на изменения среды, кардинальной смены работы и т.д., необходимо удостовериться, что консультируемый сможет реализоваться и существовать в тех условиях, которые объявлены в первоначальном запросе. 

Как метапрограммы влияют на тактику и стратегию поведения человека? 

Если учесть, что метапрограммы – это бессознательное, значит в 100% случаев метапрограмма влияет на тактику и стратегию принятия решения человеком во всех сферах его жизни. 

Точно также метапрограммы влияют на решения и поведение в построении карьеры. 

Как это происходит можно рассмотреть в реальном кейсе из моей практики карьерного консультирования: 

****

Молодой человек, назовем его Иван, обратился за карьерной консультацией с запросами: на изменения сферы деятельности и на оказание помощи в построении карьерного плана. 

Первый этап был знакомство и уточнение заявленных целей. 

Иван работал корректором, был рядовым сотрудником. Ему хотелось сменить сферу деятельности и стать аналитиком с местом работы в консалтинговой компании из «большой четверки». Амбициозная задача, но вполне исполнимая в несколько этапов. 

Чем дальше мы продвигались в конкретизации цели и необходимых действий, тем больше становилось понятно, что начало каждого действия – это огромный стресс, избежать которого можно просто не начав ничего делать. Это значит, чтоочень сильна метапрограмма избегания неудач. 

Выяснив это серьезное влияние на жизнь, способы принятия решения и действия, мы с Иваном разработали план и правила, которые помогали снизить уровень стресса и позволяли добиться желаемого результата. 

Данный план был разбит на множество очень мелких задач, решить каждую из которых было делом легким: от 30 минут до 1 дня занятости данного клиента. 

Каждая из задач не требовала сверх усилий, это было ежедневное и даже рутинное дело, которое встраивалось в ежедневный план. 

Таким образом, выбрав стратегию «мелких шагов» и две тактики «ежедневного рутинного действия» и «разрешения ошибиться N раз», мы снизили уровень стресса до контролируемого и приемлемого. Страх неудачи удалоськонтролировать количеством «разрешенных провальных» попыток. 

***

Описанный пример достаточно яркий в своем проявлении метапрограммы. Так ярко метапрограммы проявляются, пожалуй, редко. Но именно на этом примере можно четко отследить, что метапрограммы могут очень затормозить (и даже не дать) осуществить свои задуманные цели клиенту. 

Как выяснить метапрограммы при проведении карьерной консультации? 

Есть несколько мною выработанных правил в карьерной консультации: 

  • Никогда не торопитесь с выводами о метапрограмме. Метапрограмма имеет 2 полюсных проявления. Ведущее проявление может быть не стабильным и при высоком уровне стресса может усиливаться как в сторону того же полюса, так и меняться на противоположный. Всегда необходимо перепроверять.
  • Уточняйте максимум значимых деталей для клиента.
  • Слушайте собеседника. Лингвистический анализ играет не последнюю роль в определении ведущих метапрограмм.
  • Важно построить доверительные отношения с клиентом, чтобы он перестал выдавать социально желаемые ответы, а начал говорить о себе честно. 
  • Если сомневаетесь, честно скажите об этом клиенту. 

Переспросите, правильно ли вы поняли, что в определенной ситуации его реакция будет такой-то (опишите подробно ситуацию и прогнозную реакцию клиента). Это даст вам понимание о своих выводах и даст ощущение клиенту, что ему действительно желают помочь, пытаются разобраться в его ситуации. 

Если в беседе не удалось сделать выводы, дайте тест или задайте контрольные вопросы по метапрограммам, объяснив, зачем вы это делаете и что хотите понять. 

Существует большое количество разнообразных методик и тестов для определения метапрограммы, от проективных методик до оцифрованных опросников. Давать рекомендации по использованию не буду, т.к. в зависимости от вашего собственного стиля консультирования и личности консультируемого, подход может меняться. 

Что важно выяснять в беседе? 

  1. В самом начале карьерной консультации клиент озвучивает свои цели. Важно с ним вместе описать того идеального исполнителя данной цели, который обязательно добьется результата. Важно отслеживать те слова, которыми описывает клиент этого «идеального исполнителя», далее попросите клиента описать себя в работе, в жизни, в семье.
  2. Сформируйте на листе перед собой те метапрограммы, которые были определены для «идеального исполнителя» и те, которые присущи самому клиенту. В чем различия между этими метапрограммными профилями? Что является драйвером и что является тормозом в достижении успеха у клиента? Что можно сделать для достижения цели?
  3. Важно задавать эти вопросы клиенту, чтобы он сам себе на них ответил, что это было его решение к действию или бездействию.
  4. Если различия слишком велики, обязательно обсудите это с клиентом. Клиент должен понимать и согласиться/опровергнуть ваши выводы. Важно, что и согласие, и опровержение ваших выводов клиент должен аргументировать сам. Так, в процессе обсуждения, будет достигнуто понимание (только вами или вместе с клиентом) о достижимости поставленных целей именно этим человеком.

Миссия невыполнима? Определяем критерии для дальнейшей работы 

Метапрограммы практически неизменны. Т.к. метапрограммы - это бессознательное, то успевают метапрограммы сработать раньше, чем человек успеет понять это. Так проявляются привычные модели поведения. При этом нельзя сказать, что привычными моделями поведения нельзя управлять совсем. Можно, но это скорее психотерапевтическая задача, а не задача карьерного консультанта. Это важно. 

Если вы, как карьерный консультант, точно понимаете, что выявленные метапрограммы не позволят достигнуть человеку его целей, а работать над собой и искать пути решения клиент не готов, лучше мягко откажитесь от работы с данным клиентом. Этим своим решением, вы сбережете нервы клиента и свои нервы и репутацию. «Бороться с бессознательным» человека вне желания этого человека – миссия невыполнима. 

Если метапрограммы не блокируют дальнейшего движения к цели, согласовывайте с клиентом тактику и стратегию достижения этих целей. Даже слабые стороны можно сделать сильными при правильном подходе. 

В каких случаях «миссия выполнима»: 

  1. Выбранное направление деятельности клиента соответствует большинству его метапрограмм.
  2. Есть четкое знание и понимание задач должности и ведущих метапрограмм для успешного выполнения поставленных задач (если запрос на получение повышения, адаптации в новой должности, смена работы и т.д.)
  3. Клиент осознает свои «слабые» стороны в метапрограммах и готов искать тактики и стратегии поведения, которые позволят использовать эти метапрограммы как преимущества.
  4. Знание корпоративной культуры нового места работы. Совпадение основных метапрограмм компании и будущего сотрудника. Ведь корпоративная культура компании – это набор метапрограмм компании. Если сотрудник и компании критично не совпали в ведущих метапрограммах – успешного сотрудничества не получится.
  5. Изменения в поведении (влияние метапрограмм) в стрессовой ситуации не будет критической точкой, т.е. не перечеркнет до этого успешное движение у цели. 

Чем больше пунктов из списка «миссия выполнима» вы, вместе с клиентом, набрали, тем больше шансов на успех. Но основная работа будет, все-таки, на клиенте. 

Наталья Мачнева — директор по персоналу Дивизион Восток (ГК «Армтек»), top-career.ru

Рубрика: 
Ключевые слова: