Как стать хорошим специалистом по C&B

Одни из наиболее редких, востребованных и высокооплачиваемых специалистов среди HR — это специалисты в сфере компенсаций и льгот и организационного развития. Кратко обычно они называются Comp&Ben или C&B&OD, от английского Compensations and benefits, organization development — в буквальном переводе «компенсации и льготы и организационное развитие». 

Поговорим о профессиональном развитии в этой области управления персоналом: как становятся специалистами по C&B, какие функции выполняют и какими знаниями и инструментами им нужно владеть.

Что делают специалисты по C&B 

В разных компаниях обязанности C&B могут несколько различаться. Например, расчет премий может находиться как в C&B, так и в бухгалтерии, а разработка нормативных документов — в методологическом подразделении, организационный дизайн — в департаменте стратегии. 

Тем не менее, в общем и целом круг задач C&B такой: 

Управление совокупным вознаграждением сотрудников компании 

Подразделяется на управление постоянной (оклад, тарифная ставка) и переменной (премии, бонусы, доплаты и надбавки) частями оплаты труда. 

В области управления постоянной частью оплаты труда распространены системы грейдов (например, на основе разработок Hay Group, Mercer, Whatson Wyatt или собственные разработки компании), тарифные системы оплаты труда. 

В области работы с переменным вознаграждением — это премирование на основе ключевых показателей эффективности (KPIs, КПЭ), проектное премирование и вообще — в общем, все виды премий. 

Иногда как отдельное направление выделяется управление вознаграждением топ-менеджеров компании. Сюда могут входить опционные программы, программы долгосрочного премирования. 

Управление льготами 

Сюда входит формирование социального пакета, обеспечение сотрудников разными видами страхования, компенсация занятий спортом, компенсация питания и проезда и т.д. 

Формирование HR-бюджета — одна из ключевых задач специалиста C&B

Организационный дизайн 

В этот блок входят вопросы разработки организационных структур компании и отдельных подразделений, распределение функционала между подразделениями и отдельными сотрудниками, закрепление функционала в положениях и должностных инструкциях. Вся эта работа проводится в тесном взаимодействии с руководством компании и руководителями подразделений. C&B может здесь выступать в роли консультанта, методолога. 

Управление численностью персонала, нормирование труда 

Вопрос, тесно связанный с планированием фонда оплаты труда, затрат на персонал, а также планов по подбору и ротации персонала. 

Формирование и ведение бюджета затрат на персонал компании 

Обычно подразделение компенсаций и льгот не только планирует ФОТ, но и консолидирует бюджет затрат на персонал по всем статьям HR. 

Формирование HR-бюджета — одна из ключевых задач специалиста C&B

Управление результативностью персонала 

Это направление не обязательно входит в C&B. Бывает, что оно относится к зоне ответственности подразделения по развитию персонала или вообще является отдельным блоком в структуре HR. Тем не менее, если в компании принята система вознаграждения за достижение KPIs, то и оценку достижения этих показателей зачастую администрирует C&B. 

Какие знания и опыт необходимы для работы в области C&B

В C&B и оргразвитие приходят люди с разным образованием — от лингвистического до математического. Многие знания добираются на практике, специализированных курсах или через дополнительное образование. 

Для успешной работы в этой области обязательно знать: 

  • экономику труда — можно пройти курсы повышения квалификации. Есть и программы высшего и второго высшего образования в этой области;
  • российские и зарубежные подходы в организации и нормировании труда;
  • подходы в организации систем грейдов, оценки должностей, тарифную систему оплаты труда;
  • что такое ключевые показатели эффективности как часть сбалансированной системы показателей;
  • основы финансового планирования. Можно пройти курс «Финансы для нефинансистов», например. Знать, что такое бюджет доходов и расходов, бюджет движения денежных средств, себестоимость, маржа, EBITDA и пр. Знать основные финансовые показатели предприятия;
  • основы управления бизнес-процессами предприятия. Что такое основные, обеспечивающие бизнес-процессы, бизнес-процессы управления и развития. Как бизнес-процессы отражаются на структуре предприятия;
  • типологию организационных структур (функциональная, матричная, проектная и пр.);
  • как минимум, MS Excel на уровне прописания сложных формул.

Как прийти в C&B 

Насколько мне известно, обычно люди оказываются в C&B такими путями: 

1) Горизонтальное перемещение внутри HR. Я, например, пришла из направления оценки персонала, получив второе образование по направлению «Экономика труда». 

2) Горизонтальное перемещение внутри компании — например, из финансовой службы, стратегии. 

3) Переход in-house из консалтинговых компаний, часто — «Большой четверки» (PwC, E&Y, Deloitte, KPMG) или компаний, занимающихся внедрением систем грейдов (Hay Group и др.) 

Вы можете стать отличным специалистом по C&B, если умеете считать, вас не пугают таблицы в Excel и вы привыкли полагаться на математические расчеты больше, чем на интуицию.

top-career.ru

Рубрика: 
Ключевые слова: 
Аватар пользователя Valeratal