Как карьерному консультанту изучить рынок труда. 4 метода

Рассказываем, что делать карьерным консультантам, если они не разбираются в рынке клиента.

Одна из важнейших отличий карьерного консультанта от другого помогающего специалиста (например, карьерного коуча) — наличие экспертизы по той отрасли, откуда пришел клиент. Есть чек-лист карьерного консультанта, где в течении сессии консультант проверяет себя, держал ли он экспертную позицию. 

В экспертизу входит входит: 

  • знание отрасли;
  • знание специфики рынка труда;
  • объективная оценка и реальная обратная связь — понимание, стоит ли клиент тех денег, на которые претендует, имеет ли необходимые для следующего карьерного шага нужные компетенции.

Поэтому мы стараемся брать на обучение HR-специалистов, у которых оценка и аналитика рынка труда входит в обязательный минимум, что они должны знать и уметь как специалисты, которые отвечают за человеческий ресурс компании. 

Во-первых, мы умеем оценивать специалиста по компетенциям. 

Во-вторых — мы постоянно находимся по сути в аналитике рынка труда и бенчмарка — сколько платим мы как компания, сколько стоит кандидат (и стоит ли он этих денег), какие заработные платы в целом на рынке. 

В-третьих, если ты регулярно проводишь собеседования — напитываешься огромным количеством инсайдерской информации о происходящем на рынке труда. Ты понимаешь, какая компания на грани банкротства и почему так получилось, какой стиль управления и корпоративная культура в той или иной компании, кто из топов в какую компанию вышел. Когда покупаешь и анализируешь бенчмарки, смотришь деловые сайты по отрасли, читаешь профильную литературу, ходишь на мероприятия — у тебя есть экспертиза рынка и есть понимание, как эту экспертизу нарастить в других отраслях.

А что делать тем консультантам, которые приходят в эту профессию не из HR или пока не так развита компетенция бизнес-анализа? Когда мы опрашивали наших консультантов, что самое сложное было в работе с клиентом, одним из вопросов-лидеров было: «Приходит клиент с того рынка, где мы раньше не работали — как быть? Чувствую себя не уверенно, не могу держать экспертную позицию и уверенно давать рекомендации». 

Вот мои рекомендации: 

1. Тщательно готовьтесь 

С момента, как клиент обратился к нам (а мы уже до первой сессии получаем от клиента первоначальный запрос и резюме), уже надо посмотреть информацию про отрасль, где он работает, инфо по его специальности, сделать первый срез по заработной плате на этом рынке (job-сайты нам в помощь). 

Тут хорошо работает принцип избыточности — пусть этой информации будет больше, чем надо — разговор на встрече может пойти совсем в другом русле и запросы, над которым работает консультант, по факту не всегда оказываются такими, с каким клиент обращается изначально, но это все равно лучше, чем если клиент придет на встречу недостаточно подготовленным – тогда такая встреча рискует остаться единственной. Контакта с клиентом может не произойти, клиент не получит ответа на вопросы, с которыми приходил. 

Клиенту важно понять, что он попал в руки к эксперту, который сможет показать ему кратчайший путь к его цели. Конечно, надо тщательно готовиться и на все остальные встречи, все глубже вгрызаясь в новую для себя сферу. 

Перед встречей с клиентом изучите как можно больше информации о его отрасли и специализации

2. Заведите привычку регулярно читать бизнес-СМИ 

Каждое утро просматривайте Ведомости, РБК, Коммерсант, Форбс, подпишитесь на блогеров, пишущих про экономику. Вы должны хорошо понимать, что происходит в экономике страны, какие отрасли развиваются, какие — стагнируют, какие происходят крупные слияния или банкротства. Экономика в стране и рынок труда — очень взаимосвязанные понятия. Понимая экономическую ситуацию в отрасли, можно делать прогнозы по рынку труда по ней же. 

Читайте про будущее рынка труда — чтобы помогать клиентам, переходящим в новую сферу. 

Ходите на конференции, бизнес-завтраки, общайтесь с бизнесменами, экономистами, маркетологами и аналитиками на предмет того, что происходит в экономике, чтобы уметь компилировать это на рынок труда. 

3. Изучайте текущее состояние рынка труда 

Покупайте бенчмарки рынка труда. Помимо платных ресурсов, есть много бесплатных обзоров. Кроме того, если участвовать в такого рода опросах – как правило, итоговый обзор предоставляется бесплатно. Просматривайте job-сайты, читайте статьи о профессиях – это то, что вы вкладываете в себя как эксперты. 

Фиксируйте полученную информацию в дневнике — так будет легче структурировать информацию и возвращаться к информации

4. Используйте экспертизу клиента 

Давайте ему задания на аналитику, когда с вас — инструмент, с него экспертиза и сбор информации, и вместе вы делаете выводы. Чем меньше мы знаем рынок, где работает наш клиент — тем больше домашних заданий даем клиенту. Конечно, предупредите его о том, что не так глубоко разбираетесь в том рынке, где он работает. 

Постепенно начнет работать сарафанное радио, клиенты пойдут из изучаемой вами отрасли — а чем их больше, тем глубже вы будете разбираться в их рынке. Ведь хороший карьерный консультант — носитель такого количества инсайдерской информации о рынке, какое и не снилось аналитикам. 

Чтобы начать изучение нового рынка, выполняйте следующие шаги:
1. Тщательно готовьтесь еще с момента запроса клиента. Это поможет вам собрать информацию для первой встречи. 
2. Регулярно читайте бизнес-СМИ.
3. Покупайте бенчмарки, читайте профильную литературу, изучайте работные сайты.
4. Используйте экспертизу клиента.

top-career.ru

Рубрика: 
Ключевые слова: 
Аватар пользователя Valeratal