Информативное собеседование: как узнать о кандидате больше

Часто, проводя собеседование с кандидатом, мы сталкиваемся с тем, что все идет слишком гладко. Достойное резюме, позитивные рекомендации, красиво и правильно говорит. Все это сообщает нам о том, что это именно тот специалист, которого мы ищем. Но это не всегда так.

На собеседовании, даже если их несколько и проводятся они по всем правилам, мы не всегда можем заглянуть «за кулисы» личности кандидата. Нередко остается чувство некоторой недосказанности. Однако в суете оперативного менеджмента и в гонке за результатом — закрытием вакансии — мы принимаем решение больше интуитивно и эмоционально. Руководствуемся двумя вещами: своими чувствами, сравнивая: «этот мне понравился больше, чем пять предыдущих», и управленческой позицией: «пусть начнет работать, а там посмотрим по результатам». И очень часто ошибаемся. А такие ошибки обходятся компании достаточно дорого.

Возникает вопрос, как же не ошибиться в следующий раз? Было бы неплохо стать настоящим психологом, который моментально может сделать правильные выводы. Тут на помощь приходят проективные методики, активно применяемые в психологической практике. Проективные методики используются как средства диагностики индивидуальных особенностей личности. Эти инструменты могут оказаться очень полезными в изучении личности кандидата при приеме на работу.

Проективные методики используются как средства диагностики индивидуальных особенностей личности

Довольно информативной и несложной в применении является проективная рисуночная методика «Человек под дождем». Этот простой рисуночный тест позволит получить о человеке намного больше информации, чем он предоставляет нам вербально и невербально во время собеседования. Использование результатов данной проективной методики дает возможность составить целостный психологический портрет кандидата. Полученные данные можно присоединить к его личному делу, на основе которого принимается решение о приеме на работу.

Проективная рисуночная методика «Человек под дождем»

Методика была разработана двумя авторами — Е. Романовой и Т. Сытько. Она является двухфазовой: первая фаза — невербальная, творческая (человек рисует), вторая — вербальная (человек описывает, характеризует и интерпретирует нарисованные объекты).

Диагностической целью методики является:

  • изучение силы «Я» человека, его способности преодолевать неблагоприятные ситуации, противостоять им;
  • изучение личностных резервов и особенностей защитных механизмов;
  • изучение устойчивости человека к воздействию разнообразных стрессовых ситуаций;
  • изучение типа реагирования на возникающие препятствия, проблемы;
  • определение, как человек ощущает себя при неблагоприятных ситуациях;
  • раскрытие представления о проблемах и трудностях, возникающих в жизни человека (мешающие, убивающие, стимулирующие к деятельности).

Методика предназначена для людей старше 18 лет без ограничений по образовательным, социальным и профессиональным признакам.

Процедура проведения рисуночного теста

Человеку предлагается на чистом листе бумаги формата А4, расположенном вертикально, нарисовать человека, а потом, на другом таком же листе, — человека под дождем. В результате должно получиться два рисунка: «Человек» и «Человек под дождем».

Использование результатов данной методики дает возможность составить целостный психологический портрет кандидата

Сопоставление двух рисунков позволяет определить, как человек реагирует на стрессовые, неблагоприятные ситуации, что чувствует при затруднениях. В процессе работы важно наблюдать за ходом рисования и обращать внимание на все высказывания клиента. Для получения более достоверной информации необходимо провести дополнительное интервью с человеком.

Инструкция к проведению рисуночного теста

1. Расслабьтесь, постарайтесь отвлечься от посторонних мыслей. Возьмите чистый лист бумаги, положите перед собой. Нарисуйте человека. Рисуйте тем, что вам больше нравится в данный момент: краски, карандаши, фломастеры, пастель и т. п.

2. А теперь представьте человека под дождем и нарисуйте его.

Инструкция к проведению интервью

После того как рисунок выполнен, необходимо задать вопросы человеку, раскрывающие его отношение к нарисованному (дождю, человеку, прогнозу дальнейшего развития событий). Примерный список вопросов может быть следующим:

  • Расскажите об этом человеке: как он себя ощущает, чувствует?
  • Насколько комфортно чувствует себя человек в данной ситуации?
  • Какое у него настроение?
  • Что ему больше всего хочется сделать?
  • Какой это дождь (проливной, грибной и т. п.)? Нравится ли человеку этот дождь?
  • Если человеку под дождем дискомфортно (плохо), то чем ему можно помочь?
  • Что сам человек может сделать, чтобы помочь себе справиться с дождем?
  • Ожидал ли он, что будет этот дождь?
  • Взял ли с собой зонт? Если зонт при этом не нарисован, то спросить, почему человек не стал пользоваться зонтом?
  • Хочет ли он спрятаться от дождя?
  • Есть ли ему куда спрятаться? Если на рисунке нарисованы какие-нибудь места, где человек может спрятаться от дождя,-то поговорить о том, почему человек еще не там (закрыто, и нельзя войти; не пускают, а он просился; еще просто не дошел до этого места; не хочет и т. д.).
  • Поговорить об отношении этого человека к дождю: любит ли он дождь? Какой, в какое время года?
  • Что самое приятное в дожде? Что самое неприятное? Можно ли наслаждаться приятным, обезопасив себя от неприятного?
  • Как долго будет идти этот дождь? Нарушает ли он планы человека? Что надо сделать, чтобы планы все-таки не нарушились?

Инструкция к интерпретации результатов

При интерпретации рисунков рекомендуется руководствоваться следующими положениями. Когда рисунок готов, важно воспринимать его целиком. Необходимо «войти» в рисунок и почувствовать, в каком настроении пребывает персонаж (радостном, ликующем, удрученном и т. д.), ощущает ли он себя беспомощным или, напротив, чувствует в себе внутренние ресурсы для борьбы с трудностями, а возможно, адекватно и спокойно воспринимает затруднения, считая их обычным жизненным явлением. Важно отследить глобальное впечатление от рисунка. Только после этого можно перейти к анализу всех специфических деталей с точки зрения логики, опираясь при этом на основные положения руководства по интерпретации.

Если человек изображен уходящим, это может быть связано с тенденцией к уходу от трудных жизненных ситуаций, избеганию неприятностей

Руководство по интерпретации рисуночного теста

Анализ-сравнение двух рисунков: в рисунке «Человек под дождем» по сравнению с рисунком «Человек», как правило, обнаруживаются существенные отличия. Важно отследить, как изменилась экспозиция.

  • Если человек изображен уходящим, то это может быть связано с наличием тенденции к уходу от трудных жизненных ситуаций, избеганию неприятностей.
  • В случае смещения фигуры человека под дождем в верхнюю часть листа можно предположить склонность к уходу от действительности, к потере опоры под ногами, а также наличию защитных механизмов по типу фантазирования, чрезмерного оптимизма, который часто не оправдан.
  • Положение фигуры в профиль или спиной указывает на стремление отрешиться от мира, к самозащите.
  • Изображение, помещенное внизу листа, может свидетельствовать о наличии депрессивных тенденций, чувстве незащищенности.

Анализ специфических деталей

  • Функция одежды — «формирование защиты от стихии». Обилие одежды указывает на потребность в дополнительной защите. Отсутствие одежды связано с игнорированием определенных стереотипов поведения, импульсивностью реагирования.
  • Уменьшение фигуры имеет место тогда, когда человек нуждается в защите и покровительстве, стремится перенести ответственность за собственную жизнь на других. Люди, рисующие маленькие фигурки, обычно стесняются проявить свои чувства и имеют тенденцию к сдержанности и некоторой заторможенности при взаимодействии с людьми. Они подвержены депрессивным состояниям в стрессовой ситуации.
  • Изображение человека противоположного пола может указывать на определенный тип реагирования в сложной ситуации, «включение» поведенческих программ, заимствованных у конкретных людей из ближайшего окружения.
  • Изменение возраста указывает на самоощущение человека в ситуации жизненных неурядиц.
  • Атрибуты дождя (дождь) — помеха, нежелательное воздействие, побуждающее человека закрыться, спрятаться. Характер его изображения связан с тем, как человеком воспринимается трудная ситуация (редкие капли — как временная, преодолимая; тяжелые, закрашенные капли или линии — тяжелая, постоянная трудная ситуация).
  • Атрибуты дождя (тучи) — являются символом ожидания неприятностей. Важно обращать внимание на количество облаков, туч, их плотность, размер, расположение. В депрессивном состоянии изображаются тяжелые грозовые тучи, занимающие небо.
  • Атрибуты дождя (лужи, грязь) — символически отражают последствия тревожной ситуации, ее переживания, остающиеся после «дождя». Следует обратить внимание на манеру изображения луж (форму, глубину, брызги). Важно отметить, как они расположены относительно фигуры человека (находятся перед или за фигурой, окружают человека со всех сторон или он сам стоит в луже).
  • Дополнительные детали (дома, деревья, скамейки, машины) или предметы, которые человек держит в руках (сумочка, цветы, книги), рассматриваются как отражение потребности в дополнительной внешней опоре, в поддержке в стремлении уйти от решения проблем путем переключения и замещающей деятельности. Более полная расшифровка деталей основывается на символическом значении представленных образов. Например, молния может символизировать начало нового цикла в развитии и драматические изменения в жизни человека. Радуга символизирует мечту о несбыточном стремлении к совершенству.
  • Дополнительные детали (зонт) — представляет собой символическое изображение психической защиты от неприятных внешних воздействий. Зонт может защищать или не защищать от непогоды, ограничивать поле зрения персонажа, а может и отсутствовать.

Хотите узнать на собеседовании больше о кандидате — узнавайте! Для этого необходимо иметь в арсенале инструменты и методы диагностики, которые помогут вам заглянуть «за кулисы» личности кандидата. Конечно же, не стоит принимать решение о приеме специалиста на работу, руководствуясь результатами лишь одной проективной методики. Но она может стать хорошим информативным дополнением к тому, что вы уже сделали, изучая данного кандидата. Подходите творчески к своей работе!

Таисия Василишина — генеральный директор консалтинговой компании «ТОП АкадемиЯ», эксперт журнала «HRM»

Рубрика: 
Ключевые слова: 
+1
+1
-1