Deloitte: Управление эффективностью персонала: как это делать правильно?

Международные тенденции в области управленияэффективностью персонала

Условия цифровой трансформации, быстро меняющейся среды, а также появление новых поколений сотрудников требуют введения новых принципов управления персоналом. В последние годы ожидания в отношении модели управления эффективностью значительно изменились как со стороны руководителей, так и рядовых сотрудников. Традиционный подход к управлению эффективностью, предусматривающий постановку задач на год, проведение анализа каждые полгода, формализованное планирование развития и обучения персонала и ежегодный мониторинг и оценку результатов сотрудников, постепенно теряет свою актуальность на фоне всеобщей диджитализации и ускорения процессов.

По результатам исследования «Global Human Capital Trends – 2017» («Международное исследование тенденций в сфере управления персоналом 2017 года»), трансформация модели управления эффективностью стала одним из ключевых приоритетов для руководителей. Руководство хочет видеть в организации простую в использовании систему, позволяющую эффективно управлять производительностью сотрудников в динамично меняющихся условиях с высоким уровнем неопределенности. Ожидания сотрудников также изменились: представители поколения Y высоко ценят своевременную обратную связь и готовность к открытому диалогу со стороны руководства, а также приветствуют применение цифровых и мобильных инструментов для выполнения совместной работы и взаимодействия в режиме реального времени (согласно итогам исследования «Поколение Y — 2017», проведенного среди молодых специалистов).

Принципы непрерывного управления эффективностью персонала

В ответ на изменившиеся потребности бизнеса на смену традиционному подходу приходит непрерывное управление эффективностью (Continuous Performance Management — СPM), которое отличают четыре ключевых принципа:

  • пересмотр процесса и его упрощение, а именно сокращение административной нагрузки: акцент смещается от формального, стандартизированного механизма осуществления контроля за исполнением задач к стимулированию сотрудников выполнять задачи и достигать цели в будущем;
  • изменение процесса постановки целей, т. е. более частое проведение оценки результатов и пересмотр целей/задач на ближайшее будущее: гибкая система, предоставляющая возможность ставить цели и задачи, наиболее значимые в данный момент, а также актуализировать их на год и отслеживать процесс выполнения в режиме реального времени;
  • регулярный мониторинг результатов работы сотрудников; изменение тем обсуждений и частоты проведения мониторинга: стимулирование взаимодействия руководителей со своими сотрудниками на основе принципов поддерживающего и коллаборативного лидерства, направленного на развитие сотрудников, выявление их сильных сторон и предоставление регулярной обратной связи, а также рекомендаций не только в рамках постановки задач, но и в рамках возможностей развития и пожеланий сотрудников;
  • тестирование и пилотирование вместо применения подхода «большого взрыва» к изменению процесса: итеративное внедрение и доработка системы, подбор комбинации элементов подхода, наиболее эффективной для каждой конкретной организации.

Безусловно, реализация современных систем невозможна без применения цифровых и мобильных решений. Процесс непрерывного управления эффективностью персонала поддерживается простым в использовании инструментом проведения регулярных обзоров эффективности и коротких пульсопросов в течение года, а итоговая оценка результативности сотрудников основывается на показателях автоматизированной аналитики HR-данных, что позволяет повысить объективность годовой оценки и значительно упростить процесс подведения итогов.

Исследование процесса управления эффективностью персонала в России

Непрерывное управление эффективностью персонала приобретает широкую популярность не только на международном, но и на российском рынке. В сентябре 2017 года компания «Делойт» в СНГ провела исследование (В опросе приняли участие респонденты из крупных российских и международных компаний, осуществляющих деятельность на территории Российской Федерации), посвященное процессу непрерывного управления эффективностью сотрудников в российских организациях. По результатам исследования, 45% из опрошенных компаний уже внедрили процесс непрерывного управления эффективностью персонала, а среди тех компаний, которые еще придерживаются традиционного подхода, больше половины (66%) собираются сделать это в ближайшее время.

По нашим данным, более 80% опрошенных заявили о готовности организаций отказаться от традиционного годового цикла постановки целей и оценки эффективности сотрудников в пользу системы непрерывного управления. Подавляющее большинство опрошенных считает, что непрерывное управление эффективностью позволяет лучше отслеживать выполнение поставленных целей и повысить общую производительность сотрудников. Более 60% респондентов считают, что с помощью CPM можно оценивать результаты более объективно, а также своевременно актуализировать цели. Половина участников опроса ожидают более эффективной работы с персоналом и экономии времени сотрудников и руководителей по сравнению с традиционным подходом постановки целей и оценки результативности.

При выборе инструмента для поддержки непрерывного управления эффективностью персонала заинтересованные компании отдают предпочтение гибким решениям, которые можно адаптировать в зависимости от отраслевой принадлежности и требования организации, а также интегрировать с уже существующими ИТ-системами и базами данных. Также компании обращают большое внимание на стоимость решений, комплекс функциональных возможностей, условия хранения и обработки персональных данных, а также возможность использования инструмента на мобильных устройствах, включая наличие мобильных приложений.

Что касается компаний, которые уже внедрили CPM, их представители отмечают необходимость установления более прозрачной связи результатов CPM с мотивацией и развитием сотрудников, а также дальнейшей автоматизации и расширения поддержки этапов процесса с помощью цифровых и мобильных технологий. На данный момент уже 33% респондентов сообщили о том, что их компании используют мобильные решения для управления эффективностью персонала.

Что предлагают поставщики?

На российском рынке наиболее известны CPM-решения таких компаний, как SAP SuccessFactors и Oracle. Более 70% опрошенных отметили, что знают о данных СPM-инструментах. Несколько менее популярны, но также знакомы значительной части аудитории решения, поставляемые SAP (SAP HCM), Workday и Mirapolis. Среди компаний, которые уже применяют CPM в России, 54% остановили свой выбор на SAP SuccessFactors, 26% используют модули SAP HCM, Oracle и других общеизвестных систем, а 20% — собственные ИТ-разработки. Таким образом, большинство респондентов из России отдают предпочтение интегрированным решениям, которые поддерживают полный цикл по управлению персоналом, а непрерывное управление эффективностью осуществляется на базе одного из модулей.

Среди компаний, внедривших процесс непрерывного управления эффективностью, 93% респондентов отмечают, что CPM используется для оперативной постановки целей сотрудников, а оценка результатов связана с системой мотивации и премирования. При этом 46% подтвердили, что обратная связь сотрудника влияет на финальный результат при проведении оценки. Один из принципов CPM заключается в смещении акцента с контролирующей и оценочной функции на мотивацию и выявление и развитие сильных сторон каждого сотрудника. Так, 67% опрошенных ассоциируют систему CPM с обучением и развитием сотрудников.

Индивидуальный подход и поддержка руководства в рамках CPM позволяют направить ресурсы внутренней мотивации сотрудников на достижение целей компании: 33% опрошенных уже отметили положительное влияние внедрения подхода CPM на уровень вовлеченности. Консультанты компании «Делойт» в СНГ проанализировали ИТ-решения, поддерживающие непрерывное управление эффективностью персонала, и сравнили полноту их функционала по трем ключевым областям: постановка целей и управление результативностью, организация наставничества и обратной связи, технические возможности. Инструменты SAP SuccessFactors, BetterWorks, Workday, Workboard, Oracle, SAP HCM, 7Geese, Mirapolis, Reflektive, Zugata, SABA+Halogen и Cornerstone были оценены по более чем 20 критериям и сопоставлены между собой в двух категориях — интегрированные и специализированные CPM-решения.

Сравнительный анализ интегрированных CPM-решений

По оценке «Делойта», наиболее полным функционалом в части реализации CPM обладает SAP SuccessFactors, которое обеспечивает широкие технические возможности и всестороннюю поддержку как процессу постановки и мониторинга статуса исполнения целей, так и работе по развитию сотрудников. Решения Workday и Oracle менее универсальны, но также предоставляют достаточные возможности для гибкой постановки и каскадирования целей, а также планирования индивидуального развития сотрудников.

При этом для развития сотрудников Workday предлагает функционал коучинг-рекомендаций, а в Oracle реализована возможность сбора отзывов от коллег в рамках метода оценки «360˚».

Сравнительный анализ специализированных CPM-решений

Специализированные CPM-решения отличают простота настройки и внедрения инструментов, гибкость и широкие возможности кастомизации, более низкая стоимость (от 6 долл. США за пользователя). Примерами таких решений могут служить BetterWorks, Workboard, 7Geese, Reflektive, Zugata. Некоторые из них созданы опытными гейм-дизайнерами 3 , поэтому обладают интуитивно понятным и легким в использовании интерфейсом, а также передовыми возможностями аналитики. Все представленные инструменты обеспечивают гибкость процесса постановки целей (включая каскадирование) и контроль за результатами, однако каждый из них имеет свои преимущества.

Например, BetterWorks специализируется на работе с сотрудниками, а также организации системы наставничества и предоставления обратной связи. Workboard создан в первую очередь для постановки целей и онлайн-мониторинга статуса работы сотрудников, а Reflektive в равной степени поддерживает оба направления, но предоставляет меньше возможностей для интеграции с другими ИТ-системами. Zugata позволяет получать отзывы о работе сотрудника у его коллег без его непосредственного участия, а Reflektive и BetterWorks могут быть интегрированы с Outlook и Salesforce.

В целом наиболее эффективными продуктами среди специализированных CPMрешений с точки зрения широты возможностей являются BetterWorks, 7Gees и Reflektive (на основании результатов сравнительного анализа по совокупности критериев).

Рубрика: 
Ключевые слова: 
Аватар пользователя Valeratal