Бизнес- план. (для начинающих и тех, кто в свое время им не обзавелся)

Андрей Емельянов


Возможно ли построить пусть даже самый обычный дом без проекта, хоть какой-нибудь схемы, чертежа? Вряд ли. Потому как будучи возведенным без хотя бы элементарных расчетов, он либо упадет через пару месяцев, либо окажется непригодным для жилья. В конце концов, подобная инициатива попросту очень небезопасна. А можно ли отправиться в путешествие по стране на автомобиле, не имея либо в кармане, либо в бардачке обычного атласа дорог? Теоретически можно, например, если водитель в совершенстве знает дорогу. Однако в случае возникновения непредвиденных обстоятельств ни он, ни пассажиры наверняка не смогут найти кратчайший путь к ближайшему населенному пункту, автомастерской или больнице. Следовательно, атлас автомобильных дорог в путешествии необходим не меньше, чем архитектурный план при строительстве жилого дома. А чем, интересно, руководствуются при управлении предприятием руководители крупных, малых, средних фирм и компаний, разработчики коммерческих проектов?

Возможно ли построить пусть даже самый обычный дом без проекта, хоть какой-нибудь схемы, чертежа? Вряд ли. Потому как будучи возведенным без хотя бы элементарных расчетов, он либо упадет через пару месяцев, либо окажется непригодным для жилья. В конце концов, подобная инициатива попросту очень небезопасна. А можно ли отправиться в путешествие по стране на автомобиле, не имея либо в кармане, либо в бардачке обычного атласа дорог? Теоретически можно, например, если водитель в совершенстве знает дорогу. Однако в случае возникновения непредвиденных обстоятельств ни он, ни пассажиры наверняка не смогут найти кратчайший путь к ближайшему населенному пункту, автомастерской или больнице. Следовательно, атлас автомобильных дорог в путешествии необходим не меньше, чем архитектурный план при строительстве жилого дома. А чем, интересно, руководствуются при управлении предприятием руководители крупных, малых, средних фирм и компаний, разработчики коммерческих проектов?

Ответ на этот вопрос не является ни для кого большим секретом, хотя, к примеру, по данным исследования американского аналитического агентства Jupiter Media Metrix, проведенного летом прошлого года, примерно 35% Интернет-компаний, существовавших на рынке онлайновой коммерции в тот момент, имели в своем распоряжении вразумительный, толковый и грамотно составленный многоцелевой бизнес-план. Именно бизнес-план является тем документом, который одновременно помогает руководству и оффлайновой, и онлайновой компании наиболее верно построить стратегический план дальнейших действий на рынке, определить практически в любой ситуации кратчайший путь к потенциальному покупателю или клиенту, привлечь внимание к развивающемуся проекту и в то же время отвести от него подозрения в неперспективности и неокупаемости. Бизнес-план по-прежнему остается деловым резюме компании, обоснованием ее финансового положения и объяснением тех причин, по которым предприятие испытывает любого рода трудности. В какой-то мере бизнес-план – это все, что нужно на самой начальной стадии развития фирме, которая только начинает свою деятельность в любой отрасли. Однако с составлением плана корпоративной работы у большинства основателей и разработчиков возможно даже потенциально очень выгодных предприятий и проектов, могут возникнуть определенные сложности, что наверняка помешает молодой компании благополучно расти и получать на свое развитие инвестиции. Поэтому написанию бизнес-плана непременно стоит уделять особое внимание и требуемое время, иначе вновь создаваемую фирму могут постигнуть такие же неудачи, какие в настоящих суровых экономических условиях преследуют не только отечественные фирмы, но и многие западные компании.

Несколько десятков лет тому назад большинство в основном коммерческих предприятий прекрасно обходились без каких-либо стратегических планов. Те же руководители, которые предпочитали все-таки ставить перед собой на бумаге конкретные цели, ограничивались самостоятельно состряпанным бизнес-планом объемом в две–три страницы. Со временем роль бизнес-плана в предстоящем успехе любого предприятия постоянно менялась и в настоящий момент стала вовсе иная. В силу того, что сегодня мы имеем дело с более сложной экономикой, активной конкуренцией практически на всех ее фронтах, а также высокими темпами ее развития, бумажная стратегия для того, чтобы адаптировать работу любой компании под условия организации конкретного бизнеса, стала крайне необходима. Кроме того, бизнес–план все чаще становится превосходным обоснованием коммерческой сути проекта для инвесторов, с каждым днем все более дифференциально подходящих к вопросам вложения собственных свободных финансовых средств и все больше обращающих внимание не только на цели, преследуемые разработчиками того или иного вроде как перспективного проекта, но и на возможности их реализации. А потому при написании толкового бизнес-плана нельзя не учитывать то, что от мнения относительно глубины и сути его содержания потенциального инвестора во многом зависит то, получат ли на развитие проекта его разработчики деньги, или же нет.

Еще вчера средства под любой перспективный проект можно было получить лишь за оригинальную идею. Сегодня никакой, пусть даже самой многообещающей, перспективы в чистом виде для выбивания финансов на развитие не достаточно. Поэтому первое, что должен включать в себя совершенно любой бизнес-план – подтверждение окупаемости проекта, выделение его отличительных преимущественных особенностей перед проектами конкурентов и ориентировочную ценность спустя некоторое время. С другой стороны, очевидно, что на одной лишь обоснованной идее никакой бизнес держаться не может. Под ним должна быть основа, а именно, компания, имеющая по возможности стабильное финансовое положение, руководство этой компанией, представители которого как все вместе, так и каждый в отдельности должны уметь грамотно распоряжаться корпоративными финансами, а также трудовой коллектив, от поведения и взаимодействия с руководством которого зависит никак не меньше. Отсюда вторая составная часть – описание самой компании, команды, которая над реализацией определенной идеи будет трудиться, и руководства, взявшего на себя обязанности эффективно управлять как компанией в целом, так и ее сотрудниками в частности. В дополнение ко всему бизнес план должен включать в себя еще и по возможности полное описание рынка, к которому относится проект: статистические данные о положении данного сектора, мнения аналитиков в отношении его перспективности, характеризующих его развитие показателях, а также информацию о наличии конкуренции в упомянутой отрасли и ее активности. Вот, собственно, и есть общая картина шаблона практически любого бизнес-плана современной компании. Однако для полной ясности приведем более структурированно-упорядоченный его вид в соответствии с рекомендациями специалистов Интернет-компании BestBizPlan.com:

1. Краткое содержание бизнес-плана – содержит подытоженное обобщение приведенных в теле бизнес-плана данных. Как правило, составляется уже после написания его текста. Должно быть по возможности сжатым, однако раскрывать основную суть плана. Тех, кто недостаточно внимания уделяет составлению краткого содержания бизнес-плана, часто упрекают в неграмотности. Вовсе не зря. Как показывает практика, случаи, когда после изучения сумбурно написанного первого раздела объемного бизнес-плана инвестор одобрял бы политику ведения компанией бизнеса, крайне редки. Более того, как правило, если краткое содержание не удовлетворяет даже основным, предъявляемым к данному разделу, требованиям, с содержанием следующих за ним разделов мало, кто знакомится.

2. Описание компании и ее деятельности – один из наиболее важных, и в то же время емких разделов бизнес-плана. Как правило, включает в себя следующие подпункты:

а. Исторические предпосылки к созданию компании,
б. Преимущества компании,
в. Описание потенциальных и реальных возможностей,
г. Список и описание поставщиков,
д. Список стратегических партнеров компании, их полезность и преимущества,
е. Список существующих клиентов,
ж. Маркетинговые стратегии,
з. Описание предлагаемых продуктов и услуг.

3. Анализ рынка – данный раздел должен изобиловать статистическими данными, мнениями аналитиков и рыночных экспертов, прогнозами относительно развития того или иного сектора рынка. Знакомство с этим разделом бизнес-плана не должно вынуждать инвестора или же кого угодно еще рыться в поисках справочной литературы по данному сегменту рынка или же искать подтверждений написанному в других источниках. Все должно быть изложено кратко, но доступно и понятно. Впрочем, это правило является универсальным при составлении всех без исключения пунктов и подпунктов толкового бизнес-плана. Немаловажной деталью в написании характеристики отрасли рынка является упоминание о конкуренции в ее рамках и преимуществах компании перед наиболее активными реальными и потенциальными соперниками.

4. Маркетинговая политика – лучшим описанием маркетинговой политики компании является характеристика методов и способов выпуска, или же разработки, и последующего распространения определенных товаров или услуг. Не следует недооценивать то, сколько времени и сил на это действительно требуется, хотя с другой стороны сильно прибедняться тоже не стоит. Это тот самый случай, когда все должно быть в меру.

5. Коллектив сотрудников – как показал опыт, при изучении любого бизнес-плана особое внимание человек, детально его оценивающий, обращает внимание на данный пункт. Аналитики объясняют подобную реакцию в частности со стороны инвесторов тем, что в настоящих условиях все больше вкладчиков свободного капитала полагается на будущий успех не отдельных творческих работников, какими бы талантливыми они не были, а именно на сложившийся, сформировавшийся коллектив сотрудников, сплоченную команду, которая может добиться гораздо более высоких целей, чем индивидуальные сотрудники. Очень хорошим примером того, как потенциальный покупатель крупной отечественной компании сделал ставку на команду сотрудников, может послужить случай с отечественной телекомпанией НТВ. После распада коллектива телеканал потерял свою репутацию по-настоящему народного и независимого, и торги за него пошли как-то более вяло.

6. Финансовый анализ – фактически, финансовый анализ представляет собой не что иное, как математическое обоснование рентабельности компании, ее перспективности и способности адаптироваться под разные рыночные условия. Ошибочно, например, думать, что все без исключения американские фирмы и компании в равной степени пострадали от внезапно застигшего их врасплох кризиса местной экономики. Некоторые все же сумели компенсировать свои потери и перенести продолжающийся до сих пор период экономического ослабления легче. Весь секрет в том, что такие корпорации осуществляли и продолжают осуществлять деятельность в разных странах мира. Поэтому, в случае наступления тяжелых времен на американском континенте они попросту перебросили большую часть своих сил на тот же Азиатско-Тихоокеанский регион и этим окупили часть убытков, причиненных местной экономикой.

Вот, собственно, и все, из чего должен состоять самый обычный корпоративный бизнес-план. Однако не стоит полагать, что один план, построенный по единой общей схеме, будет отвечать требованиям любой компании. Разумеется, точно так же, как автомобиль отличается от коробки конфет, а онлайновая компания от оффлайновой, бизнес-план, составленный для Интернет-компании, занимающейся продажей новеньких и подержанных авто, не похож на план развития кондитерской фабрики. Лекарства от всех болезней не бывает, а потому не существует и схемы плана, применительно к одному предприятию, которая в точности повторяла бы аналогичную схему для другого предприятия.

Одной из наиболее распространенных ошибок при составлении российского бизнес-плана является попытка применить западные аналоги без учета особенностей российского рынка. Ну не бывает так, чтобы отечественная бухгалтерия работала в условиях американской экономики, а “наше” законодательство в точности повторяло бы “их” законы. “Там” принципы построения бизнеса совершенно иные, и в то время как в России особое внимание следует обращать на качество выпускаемой продукции, например, а также эффективность производства, в той же Америке все усилия прилагаются к дальнейшему совершенству разрабатываемых услуг и товаров, применению новейших технологий.

Существует и еще одна иллюзия, характерная для отечественных компаний, что если планируется привлечь западных инвесторов, то и бизнес-план должен выглядеть “по-западному”. В последнее время подобные ситуации встречаются довольно часто.

Примеры иностранного инвестирования в отечественные Интернет-проекты, в частности, включают в себя Rambler, Port.ru, Агама др. Мнение о том, что все эти Интернет-компании имеют в свое активе “про-западные” бизнес-планы, в корне не верно, поскольку западные специалисты также оценивают их сущность, исходя из отечественных нюансов работы, российских условий. Кстати, наверное, именно потому, что таких нюансов в каждом секторе отечественной индустрии вполне хватает, строгих схем составления бизнес-плана в России, скорее всего, никогда и не будет. Однако это вовсе не повод думать о российских бизнес-планах плохо. Просто не похожи мы на других и стараемся такими оставаться.

Рубрика: 
Ключевые слова: 
+1
-6
-1